Четверг, 27.07.2017, 07:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Когниция (исследования, материалы)

Категории раздела
Философия бытия [34]
Публикации по философской проблематике.
Эзотерика, метафизика, мистика [140]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [43]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Языкознание [44]
Материалы по разным вопросам языковедения, лингвистической теории и практике.
Происхождение названий стран и народов [17]
Объяснение названий стран земного мира в связи с их начальной историей и наименованием основного населения.
Ойконимия Беларуси [14]
Объясняется происхождение ойконимов - названий городов, городских посёлков, дервень, находящихся в пределах Республики Беларусь.
Названия рек и озёр Беларуси [93]
Анализируются гидронимы, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Гидронимия России [35]
Объясняются названия водных объектов, существующих на территории Российской Федерации. По материалам исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимия Украины [12]
Анализируются названия рек и озёр, находящихся в пределах Украины. Исследования профессора А. Ф. Рогалева.
Микротопонимическая лексика [53]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Антропонимические исследования. Имя и личность. Жизненная программа. [82]
По материалам книг: А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей (Гомель, 2009); А. Ф. Рогалев. Введение в антропонимику... (Брянск, 2009; А. Ф. Рогалев. Имя и личность (Гомель, 2013).
Парапсихология [25]
Комментарии профессора А. Ф. Рогалева к действиям, поступкам и состояниям конкретных людей и персонажей художественных произведений.
Художественные образы [23]
Анализ литературных произведений и фильмов, снятых по литературным произведениям.
Комментарии к фильмам [61]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Языкознание

Сочетание социального, биологического и индивидуального начал в языке

Сочетание социального, биологического и индивидуального начал в языке

После рождения человек растёт и развивается в социальной среде. Под влиянием факторов духовной и материальной культуры происходит становление его социальной сущности. В этом состоит суть принципа социальной наследственности.

Социальная сущность человека является содержанием надбиологической сферы и передаётся из поколения в поколение по иным каналам, нежели генетическая информация. Социальное не просто сопровождает человека в процессе его жизни, но и формирует его человеческую сущность. Становление человека как субъекта социума предполагает и усвоение языка. Вне общества язык не усваивается. Прежде всего, в этом проявляется социальная обусловленность языка.

Человек и общество, использующие язык, приспосабливают его своим нуждам. Язык таков, каково общество. В этом также следует видеть социальную обусловленность языка.

Однако нельзя забывать, что человек не только социальное, но и биологическое существо. Необходимо учитывать и сложность природы языка. Язык не является сугубо социальным феноменом.

Языковая способность человека генетически детерминирована. Кроме того, в языке многое зависит от особенностей биологической организации человека. План выражения языка приспособлен к биологическим особенностям человеческого организма.

Так, психофизиологические условия фонации (производства звуков речи) и аудирования (восприятия и распознавания звуков) ограничивают репертуар фонем по ряду признаков. В частности, во всех языках есть гласные и согласные фонемы, потому что человек не может строить и воспринимать речь из одних только гласных или одних согласных.

В составе слов гласные и согласные чередуются так, чтобы речь была членораздельной, удобопроизносимой и удобовоспринимаемой. Заметим, что самая распространённая в языках мира структура слога соответствует модели «согласный + гласный». Возможностями речевого аппарата обусловлена и сочетаемость различных согласных звуков. Звуки человеческого языка располагаются в таком интервале частот, который доступен человеческому слуху. Ультразвуки, например, человеческое ухо не распознает.

Психофизиологическими причинами ограничивается и построение речевых цепей. Человек не способен воспринимать бесконечно длинное звучание и не может произносить фразу без членения её на речевые такты (синтагмы) и фонетические слова.

Восприятие окружающего мира и отображение его в языке также в определённой степени подчинено биологическим закономерностям. Чисто психическую природу, например, имеет образование переносных значений и слов языка на основе различных ассоциаций

Человек никогда не смог бы осознать мир, если бы его мозг отражал действительность хаотически. Сознание человека типизирует реалии и явления окружающего мира, учитывая объективно существующие их общие черты.

Эта типизация отображается языком, в котором выделяются части речи, системы словообразования, члены предложения, тематические и лексико-семантические группы слов и т. д.

В любом языке создаётся и существует типовое однообразие. Оно сказывается, в частности, в возникновении рядов звуков с одинаковой артикуляцией, в появлении типов слогов, порядка слов в предложении, в преобладании какого-то одного типа ударения.

В языке проявляются не только социальное и биологическое, но и индивидуальное (субъективное) начало, которое связано прежде всего с самим процессом усвоения языка и степенью владения языком. Быстрее овладевает языком и в дальнейшем совершеннее его использует тот человек, уровень развития сознания которого от самого момента появления в физическом мире Земли выше.

Необходимо также учитывать роль индивида в создании и эволюции языка. Каждое слово и каждая форма создаются вначале одним человеком. Это происходит оттого, что создание языкового факта требует проявления инициативы. Инициатива не может быть проявлена сразу всеми или даже многими членами данного языкового коллектива.

Социализированная масса людей сама непосредственно никогда не создаёт язык. Каждое новшество в фонетическом строе языка, в его грамматике и словарном составе имеет авторство. Общество же принимает, распространяет и делает созданное общим достоянием всех. Таким образом, утверждение «язык создан обществом» нельзя понимать буквально.

Заметим, что индивид при создании инновации чаще всего руководствуется своими личными, индивидуальными интересами и совершенно не заботится о том, будет ли созданное им новшество в дальнейшем подхвачено всем народом.

Как видим, социальная сторона языка не определяет в языке абсолютно всё. Далеко не всё в языке определяется общественными законами. В основе языковой действительности имеются факты биологического, психического и социального порядка. Поэтому и лингвистика, с одной стороны, является наукой естественноисторической (соприкасаясь здесь с акустикой и физиологией), с другой стороны – одной из дисциплин, изучающих психическую деятельность человека, и, в-третьих, наукой социологической.

Часто говорят, что язык отображает жизнь общества. Но такое утверждение не является абсолютным. Язык устроен таким образом, что не все его компоненты способны отображать жизнь общества и тем более историю общества. Если бы язык состоял только из слов, то можно было бы допустить, что он целиком и полностью отображает общественные реалии.

Лексика является наиболее чувствительным элементом языка. Все изменения, происходящие в обществе, могут отобразиться в лексике языка. Однако в словарном составе языка есть «ядро» (основной, базовый словарный фонд), на который никак не влияют ни состояние общества, ни события, происходящие в обществе.

Человек создаёт не только слова, но и различные способы связи между словами, определённые средства такой связи. Все эти связи и отношения не зависят от состояния самого человеческого общества и его истории.

Источники: © А. Ф. Рогалев. Философия языка. Практическое пособие. – Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2007;

© А. Ф. Рогалев. Теория языкознания и философия языка. – Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2012.

Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.

Категория: Языкознание | Добавил: Нет (19.03.2017)
Просмотров: 28 | Теги: философия языка | Рейтинг: 5.0/1
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz