Понедельник, 25.09.2017, 14:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Когниция (исследования, материалы)

Категории раздела
Философия бытия [44]
Публикации по философской проблематике.
Эзотерика, метафизика, мистика [142]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [43]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Языкознание [60]
Материалы по разным вопросам языковедения, лингвистической теории и практике.
Происхождение названий стран и народов [19]
Объяснение названий стран земного мира в связи с их начальной историей и наименованием основного населения.
Ойконимия Беларуси [16]
Объясняется происхождение ойконимов - названий городов, городских посёлков, дервень, находящихся в пределах Республики Беларусь.
Названия рек и озёр Беларуси [98]
Анализируются гидронимы, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Гидронимия России [39]
Объясняются названия водных объектов, существующих на территории Российской Федерации. По материалам исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимия Украины [13]
Анализируются названия рек и озёр, находящихся в пределах Украины. Исследования профессора А. Ф. Рогалева.
Микротопонимическая лексика [58]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Антропонимические исследования. Имя и личность. Жизненная программа. [83]
По материалам книг: А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей (Гомель, 2009); А. Ф. Рогалев. Введение в антропонимику... (Брянск, 2009; А. Ф. Рогалев. Имя и личность (Гомель, 2013).
Парапсихология [26]
Комментарии профессора А. Ф. Рогалева к действиям, поступкам и состояниям конкретных людей и персонажей художественных произведений.
Художественные образы [36]
Анализ литературных произведений и фильмов, снятых по литературным произведениям.
Комментарии к фильмам [99]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Языкознание

Как развивалась философия слова (имени) в средние века и в новое время?

Как развивалась философия слова (имени) в средние века и в новое время?

Философия слова (имени) развивалась в средневековой схоластике (Пётр Испанский, Оккам). На рубеже философии нового времени философию имени разрабатывал Николай Кузанский (настоящее имя – Николай Кребс, 1401–1464 гг.), немецкий теолог и философ, представитель поздней схоластики, учение которого развивалось в преддверии философии эпохи гуманизма.

Схоластика – школьное направление развития науки, философии и теологии в Западной Европе в VI и в IXXV веках. Схоласты использовали чисто формальные логические аргументы для теоретического обоснования догматов церкви и применяли догмы христианства в науке и философии. Однако высказывались и мысли, не согласующиеся с христианскими постулатами. В XIII веке в рамках схоластики произошло окончательное отделение науки и философии (особенно натурфилософии, истолковывавшей и объяснявшей природу) от теологии.

Пётр Испанский, он же папа римский Иоанн XXI на короткий период с 8 сентября 1276 года по 20 мая 1277 года, главной наукой считал логику, поскольку она, будучи искусством рассуждения, является приготовлением ко всем прочим наукам.

В учебном пособии Петра Испанского по логике «Summulae logicales» есть трактат «О свойствах терминов», в котором исследуются особенности терминов как составных частей предложения. Показывается, как можно заменять один термин другим, как допустимо сужать или расширять значение термина. Помимо таких логических операций, как ограничение, расширение, распространение, рассматривается и специфика наименования, то есть присвоение имени предмету.

Английский философ-схоласт из Оксфордского университета Вильям Оккам (1290–1349) указывал, что обозначение «не есть свойство самого слова, а свойство разума через слово». «Обозначение идёт от души к разуму и от разума к вещи. Слова являются знаками обозначения, подчинёнными концептам или интенциям души».

Как система, принятая сообществом учёных, философия имени закончилась в XVII веке. Позже, в XX веке, её как целое продолжали лишь отдельные учёные, в частности, А. Ф. Лосев (1893–1988), среди трудов которого значится и книга «Философия имени» (1927 год). В этом трактате центральной является идея о смысловой заряженности, энергетичности слова (имени).

Во всей истории философии не был доказан, но и не был опровергнут следующий тезис, сформулированный философами слова (имени): хотя слова (имена) и могут быть случайными, временными или условными, знание слов (имён), как и язык в целом, открывает путь к познанию сущностей.

В рамках философии слова (имени) рассматривался и кардинальный для лингвистики и философии вопрос о разграничении имён. Все именования подразделялись на то, что мы сейчас называем именами собственными и именами нарицательными.

Именами в полном смысле этого слова признавались лишь имена собственные. Различалось именование вещи (указание на вещь со снятой наглядностью, то есть не осуществимое указательным жестом, но зато закреплённое системой языка раз и навсегда) и выражение понятия о вещи (общее имя). Понятие всегда есть нечто общее. Общее не именуется, но означивается, сигнифицируется.

Источники: © А. Ф. Рогалев. Философия языка. Практическое пособие. – Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2007;

© А. Ф. Рогалев. Теория языкознания и философия языка. – Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2012.

Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.

Категория: Языкознание | Добавил: Нет (23.03.2017)
Просмотров: 38 | Теги: философия языка | Рейтинг: 5.0/1
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz