Четверг, 21.09.2017, 02:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Когниция (исследования, материалы)

Категории раздела
Философия бытия [42]
Публикации по философской проблематике.
Эзотерика, метафизика, мистика [142]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [43]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Языкознание [60]
Материалы по разным вопросам языковедения, лингвистической теории и практике.
Происхождение названий стран и народов [19]
Объяснение названий стран земного мира в связи с их начальной историей и наименованием основного населения.
Ойконимия Беларуси [16]
Объясняется происхождение ойконимов - названий городов, городских посёлков, дервень, находящихся в пределах Республики Беларусь.
Названия рек и озёр Беларуси [98]
Анализируются гидронимы, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Гидронимия России [39]
Объясняются названия водных объектов, существующих на территории Российской Федерации. По материалам исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимия Украины [13]
Анализируются названия рек и озёр, находящихся в пределах Украины. Исследования профессора А. Ф. Рогалева.
Микротопонимическая лексика [58]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Антропонимические исследования. Имя и личность. Жизненная программа. [83]
По материалам книг: А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей (Гомель, 2009); А. Ф. Рогалев. Введение в антропонимику... (Брянск, 2009; А. Ф. Рогалев. Имя и личность (Гомель, 2013).
Парапсихология [26]
Комментарии профессора А. Ф. Рогалева к действиям, поступкам и состояниям конкретных людей и персонажей художественных произведений.
Художественные образы [36]
Анализ литературных произведений и фильмов, снятых по литературным произведениям.
Комментарии к фильмам [94]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Языкознание

Как изменилось представление о роли и назначении языка в связи с философией разума (рационализмом Рене Декарта)?

Как изменилось представление о роли назначении языка в связи с философией разума (рационализмом Рене Декарта)?

К XVII веку социум кардинально изменился. Человеку стало мало одних вещей и явлений, за которыми якобы скрываются какие-то сущности. Люди начали искать связи между вещами и явлениями и на этой основе конкретно и наглядно изучали мир, пытаясь на практике, а не путём умозрительных рассуждений дойти до сущности окружавших их реалий.

Вторая половина XVI века знаменовала собой начало эпохи открытий. В Европе быстрыми темпами шло развитие капитализма. Распространялась идеологическая основа новых социально-экономических отношений – протестантизм. На исторической арене впервые появился индивид. Стали цениться такие человеческие качества, как практицизм, прагматизм и рационализм. Соответственно изменились взгляды на роль и значение языка.

Новая философская концепция языка была связана с именем философа Рене Декарта (1596–1650), который положил начало философии нового времени[1].

В учении Декарта мир предстал как механическая система, наделённая определённым количеством движения. Более того, сам человек теперь представлялся как механизм.

Соответственно, тайны семантики слов и имён признавались недостатками. Идеальным стал считаться язык точный, ясный, рациональный. Основное внимание обращалось теперь не на содержание языковых элементов, а на их связи и отношения.

В XVII веке тот же Декарт начал разрабатывать идею об искусственном формальном языке, в грамматике которого не должно быть никаких неправильностей, отступлений и исключений, а все отношения слов выражались бы единообразно.

Декарт рассуждал о таком языке, который был бы не просто лёгким для усвоения, но (самое главное!) помогал бы разуму, представляя ему предметы в таком отчётливом виде, что почти невозможно было бы ошибиться ни в чём.

Идеальный (абсолютно правильный) по устройству язык должен был соответствовать такому же идеальному (правильному) строю мыслей в человеческом уме.

Идеи Декарта о совершенном языке развивал затем знаменитый математик и философ Лейбниц, мечтавший создать универсальный математически формализованный язык[2]. Так появилась основа для смены семантического взгляда на язык (философии имени) синтаксическим взглядом (условной называемой «философией синтаксиса», или «философией предиката»).

Рене Декарту принадлежит ставшая знаменитой фраза: «Я мыслю, следовательно, я существую». «Мыслящая субстанция» Декарта («я») обусловила появление еще одного взгляда на язык, еще одного направления в философии языка, развитого, правда, лишь в XX веке, – философии эгоцентрического языка, которая рассматривала язык как язык индивида.

Источники: © А. Ф. Рогалев. Философия языка. Практическое пособие. – Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2007;

© А. Ф. Рогалев. Теория языкознания и философия языка. – Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2012.

Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.

**************************

[1] Рене Декарт – французский философ, математик и естествоиспытатель, два десятилетия недолгой жизни которого связаны с Голландией, наиболее передовой страной в XVII веке. Декарта называют «отцом новой философии», так как он является основателем современного рационализма, философского направления, считающего единственным источником познания разум.

[2] Такая идея была реализована только в 1887 году Людвигом Заменгофом, создавшим искусственный язык эсперанто.

Категория: Языкознание | Добавил: Нет (22.03.2017)
Просмотров: 33 | Теги: философия языка | Рейтинг: 5.0/1
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz