Суббота, 25.11.2017, 06:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Топонимия Беларуси

Меню сайта
Категории раздела
Топонимия Беларуси, легенды, предания [121]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [42]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Языкознание [31]
Материалы по разным вопросам языковедения, лингвистической теории и практике.
Коротко о названиях населённых пунктов Беларуси [10]
Заметки о происхождении ойконимов - названий городов, городских посёлков, деревень, находящихся в пределах Республики Беларусь. Короткие комментарии к ойконимам.Из архива профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимические очерки [98]
Анализируются названия водных объектов, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Микротопонимическая лексика [58]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Художественные образы [12]
Анализ литературных произведений и фильмов, снятых по литературным произведениям.
Комментарии к фильмам [102]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Языкознание

Как изменилось представление о роли и назначении языка в связи с философией разума (рационализмом Рене Декарта)?

Как изменилось представление о роли назначении языка в связи с философией разума (рационализмом Рене Декарта)?

К XVII веку социум кардинально изменился. Человеку стало мало одних вещей и явлений, за которыми якобы скрываются какие-то сущности. Люди начали искать связи между вещами и явлениями и на этой основе конкретно и наглядно изучали мир, пытаясь на практике, а не путём умозрительных рассуждений дойти до сущности окружавших их реалий.

Вторая половина XVI века знаменовала собой начало эпохи открытий. В Европе быстрыми темпами шло развитие капитализма. Распространялась идеологическая основа новых социально-экономических отношений – протестантизм. На исторической арене впервые появился индивид. Стали цениться такие человеческие качества, как практицизм, прагматизм и рационализм. Соответственно изменились взгляды на роль и значение языка.

Новая философская концепция языка была связана с именем философа Рене Декарта (1596–1650), который положил начало философии нового времени[1].

В учении Декарта мир предстал как механическая система, наделённая определённым количеством движения. Более того, сам человек теперь представлялся как механизм.

Соответственно, тайны семантики слов и имён признавались недостатками. Идеальным стал считаться язык точный, ясный, рациональный. Основное внимание обращалось теперь не на содержание языковых элементов, а на их связи и отношения.

В XVII веке тот же Декарт начал разрабатывать идею об искусственном формальном языке, в грамматике которого не должно быть никаких неправильностей, отступлений и исключений, а все отношения слов выражались бы единообразно.

Декарт рассуждал о таком языке, который был бы не просто лёгким для усвоения, но (самое главное!) помогал бы разуму, представляя ему предметы в таком отчётливом виде, что почти невозможно было бы ошибиться ни в чём.

Идеальный (абсолютно правильный) по устройству язык должен был соответствовать такому же идеальному (правильному) строю мыслей в человеческом уме.

Идеи Декарта о совершенном языке развивал затем знаменитый математик и философ Лейбниц, мечтавший создать универсальный математически формализованный язык[2]. Так появилась основа для смены семантического взгляда на язык (философии имени) синтаксическим взглядом (условной называемой «философией синтаксиса», или «философией предиката»).

Рене Декарту принадлежит ставшая знаменитой фраза: «Я мыслю, следовательно, я существую». «Мыслящая субстанция» Декарта («я») обусловила появление еще одного взгляда на язык, еще одного направления в философии языка, развитого, правда, лишь в XX веке, – философии эгоцентрического языка, которая рассматривала язык как язык индивида.

Источники: © А. Ф. Рогалев. Философия языка. Практическое пособие. – Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2007;

© А. Ф. Рогалев. Теория языкознания и философия языка. – Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2012.

Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.

**************************

[1] Рене Декарт – французский философ, математик и естествоиспытатель, два десятилетия недолгой жизни которого связаны с Голландией, наиболее передовой страной в XVII веке. Декарта называют «отцом новой философии», так как он является основателем современного рационализма, философского направления, считающего единственным источником познания разум.

[2] Такая идея была реализована только в 1887 году Людвигом Заменгофом, создавшим искусственный язык эсперанто.

Категория: Языкознание | Добавил: Нет (22.03.2017)
Просмотров: 66 | Теги: философия языка | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz