Четверг, 27.07.2017, 07:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Когниция (исследования, материалы)

Категории раздела
Философия бытия [34]
Публикации по философской проблематике.
Эзотерика, метафизика, мистика [140]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [43]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Языкознание [44]
Материалы по разным вопросам языковедения, лингвистической теории и практике.
Происхождение названий стран и народов [17]
Объяснение названий стран земного мира в связи с их начальной историей и наименованием основного населения.
Ойконимия Беларуси [14]
Объясняется происхождение ойконимов - названий городов, городских посёлков, дервень, находящихся в пределах Республики Беларусь.
Названия рек и озёр Беларуси [93]
Анализируются гидронимы, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Гидронимия России [35]
Объясняются названия водных объектов, существующих на территории Российской Федерации. По материалам исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимия Украины [12]
Анализируются названия рек и озёр, находящихся в пределах Украины. Исследования профессора А. Ф. Рогалева.
Микротопонимическая лексика [53]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Антропонимические исследования. Имя и личность. Жизненная программа. [82]
По материалам книг: А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей (Гомель, 2009); А. Ф. Рогалев. Введение в антропонимику... (Брянск, 2009; А. Ф. Рогалев. Имя и личность (Гомель, 2013).
Парапсихология [25]
Комментарии профессора А. Ф. Рогалева к действиям, поступкам и состояниям конкретных людей и персонажей художественных произведений.
Художественные образы [23]
Анализ литературных произведений и фильмов, снятых по литературным произведениям.
Комментарии к фильмам [61]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Комментарии к фильмам

Счастье на страхе не строится. По поводу социально-утопической идеи фильма «Таинственный лес» («The village», 2004 год).

Американский кинорежиссёр и сценарист индийского происхождения М. Найт Шьямалан снимает фильмы с мистическими сюжетами, при этом предпочитает невероятно закручивать повествование, так что финал фильма может быть совершенно неожиданным и не прогнозируемым.

Фильм «Таинственный лес», вышедший на экраны в 2004 году, является убедительным примером сказанному. Исконное его название – «The village» («Деревня») в русскоязычной адаптации для пущего воздействия на сознание потенциального зрителя и для привлечения его к фильму было заменено на «Таинственный лес».

Деревня находится на краю леса. Сам же лес действительно странный даже внешне, не говоря уже о том, что с ним связано. Он показан каким-то сухим и как будто мёртвым, без всякого признака зелёной растительности. Кустарник с ягодами оранжевого цвета, считающийся в деревне опасным, также не имеет листьев.

Обитатели деревни боятся леса. Им вообще запрещено туда ходить. Деревня окольцована защитной полосой из столбов, на которых ночью зажигаются масляные факелы. Столбы помечены жёлтой краской и на них развешаны жёлтые флаги. Жителям деревни объяснено, что жёлтый цвет имеет для них защитную функцию.

По ночам из леса доносятся пугающие звуки. Так дают о себе знать страшные обитатели леса, именование которых называть нельзя.

В деревне живут три поколения – старшее, составляющее совет старейшин, среднее и младшее, совсем маленькие дети. Жители ведут натуральное хозяйство, то есть обеспечивают сами себя всем необходимым, так как отрезаны от внешнего мира – от так называемых «городов», где процветает грех.

Жители деревни представляют собой консервативную протестантскую общину, а события разворачиваются на северо-востоке США, в штате Пенсильвания. Общий быт деревни, одежда её обитателей типичны для конца XIX века.

Впрочем, время здесь не существенно. Можно сказать, что оно как бы остановилось или намеренно законсервировано. По крайней мере, в этом очень заинтересованы руководители общины во главе с Эдвардом Уокером.

Постепенно, по репликам действующих персонажей и по различным косвенным фактам зритель догадывается, что деревня и её жители есть не что иное, как эксперимент. Суть его в том, чтобы увести определённую группу людей из социума, организовать их жизнь вне большого мира по правилам и нормам, которые бы исключили всякое взращивание и развитие пороков и грехов.

Утопизм такой идеи очевиден, поскольку пороки и грехи вырастают на определённой почве, и этой почвой является человеческое общество. При этом не имеет значения – большое это общество или малое, в размерах одной, пусть даже и изолированной от остального мира деревни.

Таинственный лес выполняет в фильме устрашающе-охранную функцию: он пугает обитателей деревни и пресекает всякое желание перейти через него и попасть в города.

Конечно, коллизия сюжета как раз и заключается в том, что этот запрет будет вольно или невольно нарушен. На этом строится достаточно занимательное повествование, в котором мистика и реальность сплетены воедино.

Характерно, что пересекает лес и выходит в «города»… слепая девушка Айви, дочь Эдварда Уокера. Она не видит атрибутов внешнего мира, но предварительно осведомлена отцом о тайне их деревни. В своём путешествии Айви руководствуется особым ощущением слепых, к тому же её ведёт любовь к парню по имени Люций, которому срочно требуется лекарство от инфекции.

Фильм начинается смертью. Хоронят маленького сына одного из старейшин. Можно догадаться, что мальчик умер от какой-то болезни ввиду отсутствия в деревне лекарств. Начало фильма знаково: оно прогнозирует конец деревни как таковой, обречённость самой идеи изолированной от мира общины.

Финал же вообще впечатляющий. Конечно, раскрывается тайна леса, правда, не для обитателей деревни, а лишь для зрителя и слепой девушки Айви. О сути этой тайны знают ещё и старейшины общины.

Раненый Люций благодаря лекарствам поправится, а затем с опорой на рассказы Айви, несомненно, захочет повторить её путь в «города», тем более что такое стремление он уже проявлял и обращался за разрешением к старейшинам после гибели мальчика, мотивируя это необходимостью иметь в деревне лекарства, чтобы предотвратить новые смерти.

Так что утопия потому и считается утопией, то есть несбыточной мечтой, потому что все попытки её воплотить ограничены возможностями.

В этом смысле весь земной мир, эта Большая Деревня, не говоря уже об отдельной малой деревне, с какой бы целью он ни создавался, тоже оказывается утопией, так как события в нём и общий ход развития непременно отклоняются в ту или иную сторону от планируемого и предполагаемого варианта.

К тому же, как большой мир, так и малая деревня в анализируемом фильме, обуяны страхом и живут со страхом, а на страхе счастье не строится.

Игра занятых в фильме актёров, за исключением роли Айви (Брайс Даллас Ховард) не впечатлила. Это вполне обычная игра, но не яркая и не запоминающаяся.

Что касается общей оценки фильму, то несмотря на отсутствие безупречностей в сюжете, «Таинственный лес» примечателен соединением в нём мистического триллера, мелодрамы и социально-философского кино и поэтому, безусловно, заслуживает внимания.

© А. Ф. Рогалев.

Категория: Комментарии к фильмам | Добавил: Профессор (24.04.2017)
Просмотров: 17 | Теги: комментарий, триллер, мелодрама, Утопия, Фильмы, мистика | Рейтинг: 5.0/1
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz