Суббота, 16.12.2017, 11:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Топонимия Беларуси. Обзор фильмов.

Меню сайта
Категории раздела
Топонимия Беларуси и сопредельных регионов, легенды, предания [117]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [14]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Коротко о названиях населённых пунктов Беларуси [19]
Заметки о происхождении ойконимов - названий городов, городских посёлков, деревень, находящихся в пределах Республики Беларусь. Короткие комментарии к ойконимам.Из архива профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимические очерки [98]
Анализируются названия водных объектов, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Микротопонимическая лексика [59]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Комментарии к фильмам [105]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Комментарии к фильмам

Поиски царства небесного в масштабном историко-философском фильме Ридли Скотта «Kingdom of Heaven» 2005 года

Фильм «Царство небесное» (2005 год) режиссёра Ридли Скотта по сценарию Уильяма Монахэна нельзя оценивать в плане его исторической пунктуальности и точности.

Это масштабное кино снято на основе вольно изложенных исторических событий, связанных с войной между христианским Иерусалимским королевством (существовало с 1099 по 1291 год), находившимся под защитой крестоносцев, и ближневосточными народами, в основном курдского происхождения, которыми правил султан Салах ад-Дин (1138–1193), в просторечии – Саладин.

Обычно в такой ситуации, когда история в сюжете фильма или литературного произведения служит лишь фоном для изложения, следует искать иные основания, которые для авторов являются более значимыми, чем точное следование историческим фактам.

Жанр фильма «Царство небесное» мы определяем как историко-философский. Главная же идея сюжета заключена в его заглавии. Как же следует понимать это словосочетание – царство небесное?

Данное выражение взято из «Евангелия от Матфея», а в плане интерпретации вне этого религиозного сочинения, может быть истолковано в трёх смыслах.

Во-первых, исходя из прямого понимания словосочетания, царство небесное есть некий высший мир по отношению к миру человеческому.

Во-вторых, царство небесное может пониматься как определённое пространство на Земле, обустраиваемое на праведных началах.

Наконец, в-третьих, такое царство вполне может формироваться и существовать в сознании конкретного человека, живущего по божьему изъявлению.

Авторы анализируемого фильма обыгрывают все три указанных понимания. Главный герой Балиан, кузнец-оружейник и случайный сын барона-рыцаря Готфрида, из-за личной жизненной трагедии (смерть сына, самоубийство жены) находится в отчаянном психическом состоянии, граничащим с полным крахом веры в бога и особенно доверия к божьим посредникам – служителям Церкви.

Убийство священника, обвинявшего мёртвую жену Балиана в грехах, но тем не менее не погнушавшегося снять с её тела крест и присвоить себе, заставило Балиана бежать из Франции и отправиться на поиски благословлённого места на Земле.

Так он оказался в Иерусалиме, куда настойчиво советовал ему отправиться и отец, барон-рыцарь Готфрид, один из союзников и помощников правившего в Иерусалиме христианского короля Балдуина IV.

Ситуация складывалась так, что Балиан вполне мог благополучно устроиться в отцовском замке, находившемся в окрестностях города, тем более что он получил всё это в наследство после смерти Готфрида, как и рыцарское звание.

Но Балиана волновало иное: ему нужен был мир и покой в душе, понимание сути происходившего в его жизни, прощение мыслимых и явных грехов, особенно убийства лицемерного священника.

Увы, в этом плане Иерусалим разочаровал Балиана. В городе шло противоборство партий войны и мира с мусульманами. Крестоносцы, которые якобы служили богу, на самом деле были озабочены только приобретением золота и земли. Даже на Голгофе, на месте казни Иисуса, наш герой не ощутил никакого божественного присутствия.

Один старый рыцарь, соратник отца, разъяснил Балиану следующее. Уповать на Церковь и её служителей бесполезно. Святость не в звании и должности, а в делах и поступках человека, в искренней и бескорыстной защите тех, кто не может сам за себя постоять, и в милости, что являет Господь за добрые дела. Только личные решения и действия определяют, благочестив человек или нет.

Эти словаря умудрённого жизнью рыцаря стали для Балиана руководством во всей его дальнейшей жизнедеятельности.

Он понял, что истинное место святости – в уме и сердце человека, что только сам в ответе за свою душу, что искомое им царство небесное может быть взращено им самим внутри себя, даже вопреки тому, что творится в окружающем его мире.

Приняв всё это как своего рода религию, Балиан отверг даже весьма заманчивое предложение иерусалимского короля и его сестры Сибиллы, заключавшееся в том, чтобы совершить ещё одно маленькое зло ради огромного добра.

Требовалось дать согласие на убийство мужа Сибиллы, рыцаря Ги де Лузиньяна, предводителя партии войны, олицетворявшейся рыцарями-тамплиерами, а затем жениться на Сибилле, симпатизировавшей Балиану, и унаследовать корону умиравшего Балдуина IV. Тем самым восторжествовала бы партия мира и можно было бы избежать последовавшего затем захвата Иерусалима мусульманами.

Балиан не принял это предложение короля и принцессы, посчитав его за искушение – проверку на прочность того царства небесного, которое он начал воздвигать в своей душе.

В событиях после восшествия на иерусалимский трон Ги де Лузиньяна Балиан защищал тех, кому требовалась защита, сражался за слабых против сильных, отстаивал город в казалось бы безнадёжной ситуации. И победил, пусть эта победа и была больше психологической и нравственной, чем материальной.

Образ Балиана весьма значим в фильме «Царство небесное», поскольку именно с ним связана основная авторская идея – поиски истинных ценностей в человеческом мире и постижение смысла жизни.

Что касается небесного царства вне души человека, во внешнем мире, то в фильме однозначно сформулирован такой вывод: на Земле такого царства нет и не предвидится. Масштабные сцены массовой резни у стен «святого города» и финальное резюме в виде текста о том, что даже спустя тысячелетие нет мира в этом «Иерусалимском царстве», являются красноречивым тому доказательством.

© А. Ф. Рогалев.

Категория: Комментарии к фильмам | Добавил: Профессор (25.05.2017)
Просмотров: 32 | Теги: Фильмы, комментарии | Рейтинг: 5.0/2
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz