Пятница, 21.07.2017, 17:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Когниция (исследования, материалы)

Категории раздела
Философия бытия [34]
Публикации по философской проблематике.
Эзотерика, метафизика, мистика [139]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [42]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Языкознание [44]
Материалы по разным вопросам языковедения, лингвистической теории и практике.
Происхождение названий стран и народов [17]
Объяснение названий стран земного мира в связи с их начальной историей и наименованием основного населения.
Ойконимия Беларуси [14]
Объясняется происхождение ойконимов - названий городов, городских посёлков, дервень, находящихся в пределах Республики Беларусь.
Названия рек и озёр Беларуси [90]
Анализируются гидронимы, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Гидронимия России [35]
Объясняются названия водных объектов, существующих на территории Российской Федерации. По материалам исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимия Украины [12]
Анализируются названия рек и озёр, находящихся в пределах Украины. Исследования профессора А. Ф. Рогалева.
Микротопонимическая лексика [53]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Антропонимические исследования. Имя и личность. Жизненная программа. [82]
По материалам книг: А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей (Гомель, 2009); А. Ф. Рогалев. Введение в антропонимику... (Брянск, 2009; А. Ф. Рогалев. Имя и личность (Гомель, 2013).
Парапсихология [25]
Комментарии профессора А. Ф. Рогалева к действиям, поступкам и состояниям конкретных людей и персонажей художественных произведений.
Художественные образы [22]
Анализ литературных произведений и фильмов, снятых по литературным произведениям.
Комментарии к фильмам [59]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Комментарии к фильмам

О нравах и моральных устоях былого времени. Фильм «А если это любовь?» (СССР, 1961 год).

Советские фильмы смотреть интересно и полезно, в частности, для сравнения того времени с нынешним, для сопоставления господствовавших тогда и сейчас нравов, представлений о должном и поведенченских стереотипов.

Весьма показателен в этом плане фильм «А если это любовь?», снятый в 1961 году режиссёром Юлием Райзманом.

Кстати, в этом фильме свои первые роли сыграли ставшие затем известными актёры Андрей Миронов и Евгений Жариков. Правда, это были второстепенные роли. В главных же ролях выступили Жанна Прохоренко (роль Ксении Завьяловой) и Игорь Пушкарёв (роль Бориса Рамзина).

Ксения и Борис – обычные ученики 10 класса советской средней школы. Между ними возникает то, что обозначается таким расплывчатым и широким по значению словом любовь.

Авторы фильма, решившие обсудить тему любви между старшеклассниками, достаточно робко обозначили эту проблему в заглавии, построенном в форме вопроса, а не утверждения. Ведь можно было бы, например, озаглавить фильм так: «Ведь это – любовь!».

Но в 1961 году так уверенно заявлять было не принято. Существование нормы приличия и моральные устои общества этого не позволяли. Подтверждением является содержание фильма, в котором возникшее взаимное тяготение школьников друг к другу становится предметом весьма широкого внимания – и других учеников по классу, и учительского коллектива, и родителей, и даже соседей по двору.

События происходят в каком-то не названном городке, среди новостроек. Здесь и находится школа, где учатся герои фильма. Недалеко – лес, а в лесу есть развалины церкви, в которой, как оказывается, венчалась бабушка Ксении Завьяловой.

Вот эта разбитая церковь, а ещё такие атрибуты, как новостройки, растущие как грибы дома «хрущёвского типа», школа со строгими моральными устоями, коллективизм жителей соседних дворов, обсуждающих все вопросы и проводящих праздники вместе, сообща, составляют колорит фильма и дают представления о том, как проходила жизнь в начале 1960-х годов, какими тогда были интересы, настроения, нравы и взаимоотношения людей.

Фильм «А если это любовь?» – очень любопытный. К нему так и просится эпиграф: «Всем до всего есть дело». Вот и дружба девочки и мальчика, трансформировавшаяся в нечто большее, стала экстраординарным событием местного масштаба и привела ко всеобщему обсуждению или осуждению.

В школе преобладает запретительный императив: разве так можно! Мать Ксении видит в дружбе с Борисом только разврат. Одноклассники, частично завидуя, частично сочувствуя Ксении и Борису, не решаются открыто выступить на их защиту. Соседи охотно чешут языками, сопровождают детей любопытными и многозначительными взглядами, так что та же Ксения даже страшится выйти из дома.

Ханжеское отношение к молодым людям приводит к тому, что любовь превращается в личную драму, психика детей травмируется и последующая их жизнь однозначно будет проходить с болевым синдромом юности.

И всё это – на пустом месте, из факта совершенно робкого, нежного и целомудренного чувства, которого Ксения начинает бояться как болезни. Борис борется за чувство и девушку, но он оказывается в полном одиночестве, без поддержки ближних.

Характерно, что даже родители Бориса не решаются открыто и решительно поддержать сына. Они как будто боятся общественного мнения, устоявшихся в обществе стереотипов, исключающих возможность любви между советскими школьниками.

Фильм завершается неопределённо, оставляя главных его персонажей на перепутье, с разбитыми сердцами. Печально, да и только…

Разве не интересен и не любопытен с учётом сказанного эта картина – «А если это любовь?» Вот бы посмотреть её не людям старшего поколения, а современным школьникам, абсолютно раскрепощённым во многих отношениях, в том числе и во взаимных симпатиях друг к другу.

Впрочем, справедливости ради, следует сказать, что показанное в фильме Юлия Райзмана нельзя назвать массовым или типичным явлением. Всякое бывало и могло быть. Но не все учителя и родители в советское время были такие односторонние и примитивные, как в этом фильме. Любовь же между старшеклассниками возникала нередко, как и во все времена, и так же, нередко, имела и счастливое продолжение.

© А. Ф. Рогалев.

Категория: Комментарии к фильмам | Добавил: Профессор (26.04.2017)
Просмотров: 30 | Теги: Фильмы, комментарии | Рейтинг: 5.0/1
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz