Вторник, 21.11.2017, 02:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Топонимия Беларуси

Меню сайта
Категории раздела
Эзотерика, метафизика, мистика [133]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [42]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Языкознание [54]
Материалы по разным вопросам языковедения, лингвистической теории и практике.
Коротко о названиях населённых пунктов Беларуси [10]
Заметки о происхождении ойконимов - названий городов, городских посёлков, деревень, находящихся в пределах Республики Беларусь. Короткие комментарии к ойконимам.Из архива профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимические очерки [98]
Анализируются названия водных объектов, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Микротопонимическая лексика [58]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Художественные образы [12]
Анализ литературных произведений и фильмов, снятых по литературным произведениям.
Комментарии к фильмам [104]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Комментарии к фильмам

Невероятная до отвращения история в фильме «Чрево» (2010 год)

Идея и образы фантастической мелодрамы «Чрево» (2010 год)

Мы привыкли к фантастическим триллерам или просто к невероятной фантастике с элементами мистики и превращений. В данном случае речь идёт о фантастической мелодраме, снятой в 2010 году венгерским режиссёром Бенедеком Флигауфом по его собственному сценарию. В русскоязычной адаптации фильм имеет два названия, соответствующие исконному заглавию «The womb», – «Чрево» и, второе, «В утробе».

Некая маленькая девочка по имени Ребекка приезжает пожить у дедушки в небольшом приморском посёлке, находящемся, как можно понять, на острове. Где происходят события – неизвестно. Да это не так уж и важно. Главное другое: они происходят в будущем, когда стало возможным клонирование человека и воспроизводство умершего или погибшего в результате несчастного случая.

Далее по сюжету происходит знакомство Ребекки с мальчиком по имени Том. Между детьми устанавливается не просто дружба, а связь, основанная на пробуждающемся сексуальном чувстве. Режиссёр допускает эпизоды, которые, хотя и сняты деликатно, но с намёком и могут интерпретироваться в зависимости от фантазии зрителя.

Прошло какое-то время, и Ребекка покидает дом дедушки, переезжает с матерью на постоянное жительство в Японию. Уезжая, она увозит с собой образ Тома и спустя много лет, получив образование программиста, возвращается уже взрослой девушкой на остров, где когда-то жил её дедушка. Возвращается не просто так, а ради Тома.

Том живёт там же, но он подзабыл Ребекку. По крайней мере, не держал её в памяти так прочно и страстно, как это было у Ребекки по отношению к Тому.

Взрослый Том занимается экологическими проблемами, именно они для него важнее любых личных отношений. Тем не менее он принял девушку, даже заинтересовался ею под воздействием нахлынувших воспоминаний детства, но, на свою беду, не мог и помыслить о том, что новая встреча с Ребеккой окажется для него роковой.

Да, это именно так. Образ Ребекки в исполнении актрисы Евы Грин с застывшим на её лице обречённо-жертвенным выражением трагичен и демоничен одновременно. Может быть, у кого-то он вызывает иные ассоциации, но в нашем восприятии от внешей красоты этой девушки-женщины веет смертью.

Том, едва начав новые отношения с Ребеккой, погиб при нелепых обстоятельствах, косвенно по её вине. И она это знает и, как может показаться, пытается искупить свою вину тем, что делает дальше. Впрочем, её действия лишь мотивируются собственной виной, а подспудно Ребеккой движут иные чувства и желания.

Мелодрама, курсируя, переходит в фантастическую фазу: Ребекка не без участия отца Тома воссоздаёт погибшего по его ДНК, вынашивает плод и посредством кесарева сечения рождает то ли сына, то ли возлюбленногоо и потенциального мужа. По крайней мере, замысел Ребекки, как нам представляется, вращался в этой плоскости. Ей нужен был Том не как сын.

Тем не менее она терпеливо ждёт, пока воссозданный ею человек подрастёт, наблюдает за эволюцией тела Нью-Тома, видит то, чего не видела и не могла видеть ранее. Вновь следуют сцены с полунамёками на особое отношение Ребекки к новому Тому, который как две капли воды физически похож на погибшего.

Отношение жителей посёлка к «дубляжкам» (так называли там тех, кто родился в результате клонирования) было не очень приветливым. Поэтому Ребекке пришлось поселиться вне посёлка на самом берегу моря во вновь выстроенном доме.

С этого момента в сюжете начинаются явные пробелы и натяжки. Получается, что Ребекка сама построила жилище для себя и Тома, что, в принципе, невозможно. Жилище оборудовано и даже снабжено интернетом. Откуда он здесь, на пустынном морском берегу?

При этом долгие годы Ребекка нигде не работает. Только и занимается «выращиванием» клона. Но за какие доходы она живёт сама и ещё содержит подрастающего парня?

Более того, Том растёт, из мальчика превращается в мужчину, а Ребекка ничуть не изменяется, не стареет и не увядает, сохраняя всё то же сексуальное ожидание, имея в виду Тома, как и раньше. Кто же она в таком случае? Может быть, она тоже клон, только несколько иного рода и назначения, нежели Том?..

Его судьба трагична вдвойне: мало того, что Том погиб в автокатастрофе, так ещё и был воссоздан, чтобы по прихоти своей создательницы страдать ещё больше – нравственно и ментально, когда, наконец, подошёл к необходимости самоидентификации и осознания своего специфического статуса.

Финальная сцена фильма вообще шокирует. Мы умолчим о её подробностях. Но скажем, что здесь наиболее ярко проявилось ненормальность и отвратительность того, о чём рассказывается в фильме.

По всей видимости, автор сценария и режиссёр Бенедек Флигауф специально подвёл зрителя к такому финалу, чтобы окончательно осудить саму идею клонирования и воссоздания копии умершего как возможный проект будущего. В этом, как мы полагаем, и заключается главный замысел автора фильма.

Что касается клона как такового, то ведь известно, что сутью человека является не физическое тело, а матрица, или душа, которую клонировать людям, в отличие от бренного тела, ни при каких условиях не удастся.

Душа содержит в себе все творческие характеристики личности и неповторима, а клоны в большинстве своём действуют как стандартные роботы или зомби с заложенной в них однообразной программой.

Если же в них и вселяется душа, то она может быть сторонней, даже демонической, поскольку именно клоны избираются всякими тёмными сущностями для проникновения в мир людей с теми или иными неблаговидными целями.

Кстати, в одной из сцен фильма Том-первый как биолог в разговоре с Ребеккой рассуждает о неповторимости любого явления жизни. Он как бы внушает Ребекке мысль, которую она в пылу своих эмоций и неудовалетворённых сексуальных желаний упустила, когда решалась на клонирование умершего возлюбленного.

Возвращаясь к фильму, скажем, что само его название – «Чрево» или «В утробе» – явно ассоциируется не с жизнью, а с некой замкнутой плоскостью для производства животного начала или даже с могилой. В целом, фильм вызывает неприятные воспоминания, связанные прежде всего с образом Ребекки, трагическим в ещё большей степени, чем образ Тома.

Интересными находками режиссёра являются поданные крупным планом отдельные детали и картины, имеющие тот или иной подтекст.

Например, живая улитка, прячущаяся в раковину и заключённая к тому же в спичечную коробку Тома-первого. По мысли мальчика, она была предназначена к путешествию в Японию вместе с Ребеккой, но так и осталась лежать в спичечной коробке с запиской «Я буду ждать тебя столько, сколько придётся».

Или же игрушка-динозавр, которую дети закапывают, будучи заведённой и как бы живой, в могилу…

К чему эти второстепенные образы? Они, конечно же, соотносятся с образом Тома, поскольку исходят от него, и аллегорически подчёркивают его незавидную судьбу.

От этих образов веет всё тем же чревом или могилой. В результате и фильм получился или намеренно был создан мрачным по духу и содержанию. Несмотря на попытку возродить жизнь, что заложено в основу сюжета, жизнеутверждающее начало в фильме отсутствует.

© А. Ф. Рогалев.

Категория: Комментарии к фильмам | Добавил: Нет (31.03.2017)
Просмотров: 41 | Теги: художественные образы, Фильмы | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz