Вторник, 17.10.2017, 10:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Когниция (исследования, материалы)

Категории раздела
Философия бытия [48]
Публикации по философской проблематике.
Эзотерика, метафизика, мистика [145]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [42]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Языкознание [60]
Материалы по разным вопросам языковедения, лингвистической теории и практике.
Ойконимия Беларуси [16]
Объясняется происхождение ойконимов - названий городов, городских посёлков, дервень, находящихся в пределах Республики Беларусь.
Названия рек и озёр Беларуси [98]
Анализируются гидронимы, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Гидронимия России [39]
Объясняются названия водных объектов, существующих на территории Российской Федерации. По материалам исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимия Украины [13]
Анализируются названия рек и озёр, находящихся в пределах Украины. Исследования профессора А. Ф. Рогалева.
Микротопонимическая лексика [58]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Антропонимические исследования. Имя и личность. Жизненная программа. [83]
По материалам книг: А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей (Гомель, 2009); А. Ф. Рогалев. Введение в антропонимику... (Брянск, 2009; А. Ф. Рогалев. Имя и личность (Гомель, 2013).
Парапсихология [26]
Комментарии профессора А. Ф. Рогалева к действиям, поступкам и состояниям конкретных людей и персонажей художественных произведений.
Художественные образы [36]
Анализ литературных произведений и фильмов, снятых по литературным произведениям.
Комментарии к фильмам [107]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Комментарии к фильмам

Комментарий к историко-биографическому фильму «Королева пустыни» (2015 год)

У каждого человека есть исходная жизненная заданность, которая применительно к некоторым людям по мере разворачивания их жизнедеятельности воспринимается как предназначение.

Это в полной мере относится к героине американо-марокканского фильма немецкого режиссёра Вернера Херцога «Королева пустыни» («Queen of the desert») в исполнении Николь Кидман.

Прообразом главного персонажа фильма явилась реальная личность – Гертруда Белл (1868–1926), известная как путешественница, исследователь ближневосточной культуры, картограф и одновременно как сотрудница и консультант британских миссий на Ближнем Востоке в период Первой мировой войны, когда решалась дальнейшая судьба этого региона в связи с начавшимся развалом Османской империи.

В фильме воссоздаётся основной период жизни и деятельности Гертруды Белл, связанный с её путешествием по территории современных Сирии, Ирака, Саудовской Аравии и прилегающих стран.

Гертруда была дочерью богатых и влиятельных родителей, окончила университет в Оксфорде, обладала основательными знаниями в гуманитарной сфере, при этом особо интересовалась историей и культурой народов Ближнего Востока.

По жизни её вела та сфера Тонкого мира, которая курирует особое предназначение тех или иных людей. Ведь Гертруда с несколькими своими слугами и провожатыми, без всякой охраны и даже без оружия забиралась в такие уголки пустыни, куда не отваживался отправляться ни один европеец. Она побывала у всех племён и кланов, считавшихся воинственными и непримиримыми, и везде сумела снискать доверие и установить личные контакты с местными шейхами, эмирами и прочими правителями.

Основной для себя Гертруда Белл считала исследовательскую деятельность. Но как подданная Британской короны не могла полностью отказаться и от сотрудничества с британскими колониальными властями и, по всей видимости, спецорганами.

Деятельность Гертруды имела непосредственное отношение к последующему утверждению границ таких стран, как Иордания и Ирак, и становлению здешних правящих династий.

Николь Кидман играет роль Гертруды Белл на высоком уровне, но несколько суховато. Вообще, фильм Вернера Херцога имеет значительный уклон в документалистику и отличается незначительной художественностью. Повествование лишено необходимого эмоционального заряда, поэтому не увлекает в полной мере, не зажигает зрителя даже в таких драматических эпизодах, как смерть двух мужчин, в которых по жизни была влюблена Гертруда Белл.

Один из них, Генри Кадоган, сотрудник британского посольства в Тегеране, куда отправилась на службу Гертруда, вконец разуверившаяся в полезности для себя светской жизни дома, в Англии, был её женихом. Сочетаться браком с ним Гертруде не позволил отец, посчитавший жениха слишком низкой партией для дочери.

Смерть Генри, то ли покончившего с собой, то ли устранённого как досадное недоразумение на жизненном пути Гертруды, полностью убедило женщину в том, что она создана не для личного счастья. С того времени она полностью посвятила себя путешествиям и исследованиям. И зритель вместе с ней восхищается неповторимыми пейзажами пустыни, ставшей для Гертруды по сути родным домом.

Путешественницу знали в пустыне все. Молва о ней разносилась далеко вперёд от медленно движущегося среди песков её маленького каравана. Авторитет этой упорной и настойчивой в достижении своих целей европейской женщины со временем вырос до таких размеров, что Гертруду совсем не в шутку стали называть Королевой пустыни.

В данном фильме, если отстраняться от строгих биографических и исторических фактов и задаваться вопросами о судьбе и жизненной задаче человека, ключевым является вопрос, заданный Гертруде одним из арабских принцев: «Почему английская женщина так сильно любит бедуинов?»

Разъяснение, данное Гертрудой, не в счёт, поскольку она и сама не знала истинной причины своего тяготения к пустыне, живущим в ней народам и древней истории Ближнего Востока. Здесь необходимо учитывать индивидуальное прошлое, называемое в обиходе прежними жизнями.

Очевидно, что стойкий интерес к той или иной этнической культуре, желание изучать соответствующие страны, а в случае с Гертрудой – явная любовь к пустыне, объясняются, помимо жизненного предназначения или судьбы, ещё и опытом былой жизнедеятельности в соответствующих частях земного мира.

В данной жизни женщина совершенствовала накопленные ранее знания и навыки, например, усердно изучала язык сочинений Омара Хайяма. Никто ведь просто так, без скрытой, более или менее очевидной причины, не станет познавать язык давних поэтических оригиналов. Впечатление такое, что Гертруда не столько изучала, сколько вспоминала, активировала в своей памяти тот язык, который был ей когда-то известен.

Мы уже сказали выше, что судьба благоприятствовала Гертруде Белл в её путешествиях по Аравии и сопредельным землям. Она же, судьба, сводила её и с людьми, имевшими те же стойкие интересы, что и у неё самой. Одним из таких людей был британский офицер и путешественник Томас Лоуренс, или Лоуренс Аравийский, выполнявший вместе с Гертрудой назначенную ему по жизни миссию и сыгравший, в частности, ключевую роль в антитурецком арабском восстании на Ближнем Востоке в 1916–1918 годах.

Очевидно, что фильм «Королева пустыни» создан не для массовой аудитории. Он элитарен и предназначен для тех, кто интересуется биографиями известных людей, историей и тем, что мы обозначили как жизненное предназначение.

© А. Ф. Рогалев.

Категория: Комментарии к фильмам | Добавил: Michail3841 (10.08.2017)
Просмотров: 12 | Теги: Фильмы, комментарии | Рейтинг: 5.0/1
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz