Суббота, 25.11.2017, 01:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Топонимия Беларуси

Меню сайта
Категории раздела
Топонимия Беларуси, легенды, предания [121]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [42]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Языкознание [31]
Материалы по разным вопросам языковедения, лингвистической теории и практике.
Коротко о названиях населённых пунктов Беларуси [10]
Заметки о происхождении ойконимов - названий городов, городских посёлков, деревень, находящихся в пределах Республики Беларусь. Короткие комментарии к ойконимам.Из архива профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимические очерки [98]
Анализируются названия водных объектов, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Микротопонимическая лексика [58]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Художественные образы [12]
Анализ литературных произведений и фильмов, снятых по литературным произведениям.
Комментарии к фильмам [102]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Комментарии к фильмам

Иуда и Иисус: столкновение идей в фильме «Иуда» (2004 год)

Имя и личность Иуды, одного из апостолов Иисуса, ассоциируются с предательством. В толковых словарях указывается нарицательное слово иуда в значении «предатель, изменник» и с экспрессией «презрительное».

Об Иуде сказано и написано много – как в официальных церковных и научных сочинениях, так и в художественных произведениях. Фильм «Иуда» режиссёра Чарльза Роберта Карнера является ещё одной художественной интерпретацией жизни и деятельности библейской личности.

Авторы фильма основное внимание уделяют взаимоотношению Иисуса и Иуды, стараясь на этой основе выявить причину возникших между ними разногласий, что и привело в конечном итоге к уходу Иуды от Учителя.

Зритель же, как и во всех других случаях, волен принимать или не принимать предлагаемую версию, строить собственные заключения и даже выходить за рамки исторического повествования, чтобы понять то, что действительно произошло.

Иуда изображается как бунтарь по природе, яркий пассионарий, унаследовавший силу духа своего отца, казнённого среди других иудеев за неповиновение римлянам. Красноречивый факт: фильм начинается со сцены казни отца Иуды, совершаемой на глазах мальчика, и завершается сценой казни Иисуса и смертью Иуды, казнившего самого себя. Фильм, сюжет которого развёртывается весьма динамично, убеждает: иного исхода и быть не могло.

Многочисленные исторические и прочие жизненные примеры свидетельствуют о том, что жизнь каждого человека, как и народа и даже всей человеческой цивилизации, управляема свыше, да и сам ход истории происходит не без участия каких-то внешних сил, которые традиционно называются божественными.

Эта идея чётко выражена и в рецензируемом фильме, прежде всего посредством образа Иисуса, выдержанного в хрестоматийных рамках. Он знает не только о своём предназначении, но и о роли в его миссии каждого из окружающих людей, в том числе и бунтаря Иуды.

Невольно приходит мысль: Иисус без Иуды неубедителен, а Иуда без Иисуса невыразителен. Они – антиподы, предполагающие друг друга и помогающие один другому реализовать себя по максимуму.

Иисус есть носитель и проповедник воли Божией и той идеи, согласно которой вся существующая на каждый данный момент общественная иерархия, судьбы конкретных людей и роли, которые они исполняют, предопределены предшествующими этапами индивидуальной и социальной истории.

Сегодня каждый пожинает плоды того, что было посеяно вчера, а завтра созреет то, что создаётся сегодня. Поэтому нужно не роптать, а благодарить за то, что есть, ибо каждому дано по заслугам его.

В фильме ученики Иисуса выражают эту идею словами молитвы, данной Учителем: «Отче наш… Да будет воля твоя… Хлеб наш насущный дай нам днесь, и остави нам долги наши… Ибо Твоё есть Царство, и Сила, и Слава…»

Поэтому созидать свою будущую судьбу нужно не мечом, а смирением и любовью: «Владыко Человеколюбче, Царю веков и Подателю благих, разрушивши вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабам твоим, вкорени в них страх Твой и друг ко другу любовь утверди…»

Иуда, в противоположность Иисусу, выражает совершенно иную идею: человек и народ волен изменить своё настоящее немедленно, силой своего желания. Авторам фильма удалось показать Иуду как выразителя философии революции, которая распространялась во все времена и среди всех народов.

Иисус и Иуда предполагают друг друга. В этом есть замысел Божий – для сравнения, сопоставления и соответствующих выводов здесь, на земле, в человеческом мире.

Фильм не оставляет сомнений в том, на чьей же стороне сам Бог. Иуда, впечатлённый чудесами, которые творит Иисус, предлагает ему использовать это умение для организации восстания. Иисус в ответ говорит: «Я не совершаю чудес. Во мне Господь, он и творит то, что вы называете чудесами». Когда же Иисус распространил свой дар на апостолов, только один из них, Иуда, по воле свыше не был им наделён.

Фильм «Иуда» убеждает в неизбежности и закономерности конца Иуды: его предательство есть не что иное, как следствие неприятия учения Иисуса. Петля, на которой Иуда удавился сразу после казни Учителя, является символом краха идеи насилия, где бы, когда бы и кем бы она ни провозглашалась.

© А. Ф. Рогалев.

Категория: Комментарии к фильмам | Добавил: Filosof (24.04.2017)
Просмотров: 55 | Теги: комментарии, Фильмы, история | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz