Среда, 20.09.2017, 12:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Когниция (исследования, материалы)

Категории раздела
Философия бытия [42]
Публикации по философской проблематике.
Эзотерика, метафизика, мистика [142]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [43]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Языкознание [60]
Материалы по разным вопросам языковедения, лингвистической теории и практике.
Происхождение названий стран и народов [19]
Объяснение названий стран земного мира в связи с их начальной историей и наименованием основного населения.
Ойконимия Беларуси [16]
Объясняется происхождение ойконимов - названий городов, городских посёлков, дервень, находящихся в пределах Республики Беларусь.
Названия рек и озёр Беларуси [98]
Анализируются гидронимы, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Гидронимия России [39]
Объясняются названия водных объектов, существующих на территории Российской Федерации. По материалам исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимия Украины [13]
Анализируются названия рек и озёр, находящихся в пределах Украины. Исследования профессора А. Ф. Рогалева.
Микротопонимическая лексика [58]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Антропонимические исследования. Имя и личность. Жизненная программа. [83]
По материалам книг: А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей (Гомель, 2009); А. Ф. Рогалев. Введение в антропонимику... (Брянск, 2009; А. Ф. Рогалев. Имя и личность (Гомель, 2013).
Парапсихология [26]
Комментарии профессора А. Ф. Рогалева к действиям, поступкам и состояниям конкретных людей и персонажей художественных произведений.
Художественные образы [36]
Анализ литературных произведений и фильмов, снятых по литературным произведениям.
Комментарии к фильмам [94]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Художественные образы

Три плана повествования в повести Глеба Алексеева «Подземная Москва» (1925 год)

Идейно-тематическое содержание повести Глеба Алексеева «Подземная Москва» (1925 год)

С позиций сегодняшнего дня эту написанную в сентябре 1924 года и опубликованную в 1925 году повесть можно отнести к историческим детективам. Ведь события в ней разворачиваются как раз в 1924 году.

Мы видим новую социалистическую Москву, знакомимся с реалиями тех лет, а также, пусть и кратко, с жизнью и бытом москвичей. И, находясь в 1924 году, по воле писателя переносимся в ещё более далёкие времена, в XV и XVI века, в годы правления Ивана III, затем Ивана IV Грозного, с которыми связаны тайны, ставшие темой повести.

Для самого писателя его произведение, как можно полагать, являлось исторической фантастикой, в чём, кстати, он сам признаётся в финале повести.

Но фантазирование на исторической почве имело вполне реальную цель: пробудить интерес к загадкам прошлого, которые уже стали легендами, и предложить альтернативное их решение, если и не посредством фактов, то, по крайней мере, способом размышления и ментального обоснования.

Повесть «Подземная Москва» написал русский прозаик Глеб Васильевич Алексеев (1892–1938), настоящая фамилия которого – Чарноцкий. Его произведения к настоящему времени известны, увы, только незначительному числу специалистов-филологов.

Что касается анализируемой повести, то она написана в такой манере, за которой скрывается замысел опытного и умелого литератора.

Мы имеем в виду сам тон повествования, балансирующий на грани между серьёзно-реалистическим, фантастическим, историческим и даже ироническим изложением.

Иронией и юмором, с переходом к сатире насыщены те страницы повести, на которых описываются бывшие представители российского светского общества (княгиня Дурново, по мужу – Оболенская, она же барыня Брандадым) и современные автору лица из зарубежной, в частности, немецкой социальной элиты.

Обрисовка главных действующих персонажей типологически подобна тому, что больше известно читающей публике по авантюрно-сатирическим произведениям Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и Золотой телёнок», хотя эти романы появились позже повести «Подземная Москва», соответственно в 1928 и 1931 годах.

В основу повести Глеба Алексеева также положена авантюра. Все действующие лица так или иначе связаны с проникновением в подземелья Москвы для поиска сокровищ и библиотеки Ивана Грозного. Представлены и колоритные образы авантюристов – некоего Негодяя, которого зовут Теодор Басофф, и молодого человека в серых гетрах по прозвищу Боб.

Первый из них сыграл свою роль на высшем уровне: нашёл спонсора раскопок в Москве под видом разведки для строительства метрополитена (этим спонсором в повести является интернациональный миллиардер Фредерик Главич), затем, уже в Москве, убедившись в опасности путешествия под Москвой, ловко обманул этого Главича, хитростью забрал у него расчётную книжку и любовницу и скрылся в неизвестном направлении, после чего Теодор Главич умер.

Второй (молодой человек в серых гетрах) убедил археолога Павла Петровича Мамочкина пуститься на поиски подземных сокровищ, имея сугубо личный интерес, так как был далёким потомком итальянца, строившего Успенский собор, Кремль и якобы обустраивавшего под определённые нужды московских царей давние подземные пространства под Кремлём. Имеется в виду архитектор Аристотель Фиораванти, приглашённый в Москву в правление Ивана III по настоянию жены великого князя, княгини Софьи Палеолог.

Образ архитектора, как и образ царя Ивана Грозного, представлены в повести только в рассказах действующих лиц. Но именно эти два образа придают произведению необходимую историческую канву и служат главным средством для обращения к тайнам подземелий.

Основная интрига повести заключается в том, кто кого опередит в подземных ходах и кто окажется удачливее – немецкая экспедиция под Москву, членом которой был Негодяй-Басофф, или русская, в которую, помимо археолога Мамочкина и молодого человека в серых гетрах, входили три рабочих завода «Динамо» – Арсений Дротов, Семён Сиволобчик и Степан Кухаренко.

Не без трагических происшествий и потерь (гибель Кухаренко и Сиволобчика) из-за того, что у немцев Шпеера и Кранца имелся поражающий луч, исходивший от некоего энергетического прибора, русской экспедиции удалось после блужданий по подземным ходам и тоннелям, попаданий в колодцы оказаться перед камерой, в которой находились сундуки с книгами, оправленными в золотые переплёты.

Группе археолога Мамочкина посчастливилось найти и две реликвии, связанные с итальянцем Фиораванти, – его венецианский клинок и браслет с таинственными формулами, позволявшими архитектору безошибочно определять параметры возводимых зданий. Фактически экспедиция в подземный мир Москвы нашла могилу Аристотеля Фиораванти, загадочно исчезнувшего в Москве примерно в 1485 году.

Несмотря на очевидный вымысел, повесть Глеба Алексеева «Подземная Москва» интересна как самой её интригой, разворачивающимися событиями, так и предложенными автором версиями относительно кремлёвских подземелий, их происхождения, назначения, начиная с доисторического для Москвы времени (каменного века), а также касательно сокровищ, библиотеки Ивана Грозного и судьбы итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, который в Москве не только строил, но и занимался военным делом (учреждал артиллерию) и чеканил монеты.

В контексте современных исследований тайн подземной Москвы художественное изложение этой темы приобретает ещё большее значение.

Особого внимания заслуживают своеобразные исторические отступления в повести в виде рассказов действующих персонажей.

Так, археолог Павел Петрович Мамочкина рассказывает о царе Иване Грозном, чьи глаза зажигались огнём при виде крови и золота, а лицо становилось подобным на морду осатаневшего зверя. Воображение читателей поражает описание подземной пещеры со скелетами людей – предположительно узников царя Ивана Грозного, найденными экспедицией Мамочкина на глубине 15 метров под Москвой.

Молодой человек в серых гетрах (Боб) повествует об архитекторе Аристотеле Фиораванти и об обстоятельствах того, как он оказался в Москве.

Археолог Мамочкин рассуждает ещё и о том, как собиралась библиотека царя, в основу которой были положены книги из киевского собрания Ярослава Мудрого и византийской коллекции Фомы Палеолога, которую его дочь, Софья Палеолог, смогла перевезти в Москву.

Наконец, повесть «Подземная Москва» имеет очевидную художественную ценность как талантливо написанное произведение с пересечением трёх планов повествования – исторического, авантюрно-фантастического и иронически-сатирического.

Источник и авторство: © А. Ф. Рогалев. Мир художественных образов. – Гомель: Гомельский государственный ун-т имени Франциска Скорины, 2012. Ссылка в соответствии с законом об авторском праве обязательна.

Слушать повесть в аудиозаписи: 

http://books-audio.in/news/gleb_alekseev_

podzemnaja_moskva/2016-06-28-2535

Категория: Художественные образы | Добавил: Filosof (10.07.2017)
Просмотров: 13 | Теги: литературные образы, анализ художественного текста | Рейтинг: 5.0/1
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz