Понедельник, 25.09.2017, 11:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Когниция (исследования, материалы)

Категории раздела
Философия бытия [44]
Публикации по философской проблематике.
Эзотерика, метафизика, мистика [142]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [43]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Языкознание [60]
Материалы по разным вопросам языковедения, лингвистической теории и практике.
Происхождение названий стран и народов [19]
Объяснение названий стран земного мира в связи с их начальной историей и наименованием основного населения.
Ойконимия Беларуси [16]
Объясняется происхождение ойконимов - названий городов, городских посёлков, дервень, находящихся в пределах Республики Беларусь.
Названия рек и озёр Беларуси [98]
Анализируются гидронимы, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Гидронимия России [39]
Объясняются названия водных объектов, существующих на территории Российской Федерации. По материалам исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимия Украины [13]
Анализируются названия рек и озёр, находящихся в пределах Украины. Исследования профессора А. Ф. Рогалева.
Микротопонимическая лексика [58]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Антропонимические исследования. Имя и личность. Жизненная программа. [83]
По материалам книг: А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей (Гомель, 2009); А. Ф. Рогалев. Введение в антропонимику... (Брянск, 2009; А. Ф. Рогалев. Имя и личность (Гомель, 2013).
Парапсихология [26]
Комментарии профессора А. Ф. Рогалева к действиям, поступкам и состояниям конкретных людей и персонажей художественных произведений.
Художественные образы [36]
Анализ литературных произведений и фильмов, снятых по литературным произведениям.
Комментарии к фильмам [99]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Художественные образы

То ли философская аллегория, то ли подлинная мистика в рассказе Рэя Брэдбери «Морская раковина» (Ray Bradbury. "The sea shell", 1944 год)

Мальчик Джонни болен, лежит в кровати, скучает и даже томится. Ведь ему слышно, как за окном бегают, играя, его друзья. И вот мать приносит ему переданную доктором морскую раковину.

Мальчик прикладывает её к уху и слышит шум моря. Это впечатляет его, и он слушает звуки волн и прибоя ещё и ещё.

Затем в сознании мальчика возникают образы морского берега, жёлтого песка, накатывающихся и откатывающихся волн, морской пены.

Мыслеобразы усиливаются, и вот уже маленькое тело больного Джонни овевает лёгкий бриз. Он по-прежнему прижимает раковину к уху и мысленно переносится на обдуваемый всеми ветрами берег моря. Это есть не что иное, как ментальное путешествие к морю, которого Джонни никогда не видел.

А потом мальчика звали чьи-то голоса. Джонни вспомнил, как мать говорила ему о детской философии, о нетерпении, о желании детей немедленно, прямо сейчас отправиться туда, куда хочется, или получить то, что необходимо.

«Мать и отец крепко спали. Было далеко за полночь. Тихо. Он вытащил бесценную раковину из-под простыни и поднёс к уху. Да, всё как было. По-прежнему шумят волны. И вдалеке скрип уключин, щёлканье раздуваемого ветром паруса, слова песни, чуть слышные в порывах солёного морского ветра. Он прижимал раковину к уху сильней и сильней»...

Когда утром мать вошла в комнату сына, она увидела пустую кровать, на которой лежала принесённая ею большая морская раковина. Мать приложила морское чудо к уху и услышала шум моря, звуки бегущих по песку детских ног и тонкий мальчишеский голос, полный восторга. А вслед за этим она услыхала плескание в воде…

Что это? Неужели реальная телепортация мальчика, очарованного мыслеобразами, внушёнными ему кем-то стороны посредством раковины? Но можно ли так конкретизировать этот рассказ?

И всё же представленная Рэем Брэдбери фантастическая аллегория требует объяснения. Ведь мальчик-то исчез. Остался только энергетический след мыслеобразов сына, запечатлённый на морской раковине. Его и восприняла мать Джонни, приложившая раковину к собственному уху.

Сам же Джонни действительно отправился к морю, ведомый не только детским нетерпением, но и ещё чем-то и даже, скорее, кем-то. Без мистики здесь, увы, не обошлось.

Морская раковина оказалась сродни тем предметам, которые известны нам по волшебным сказкам. Через неё мальчик сначала был введён в трансцендентальное состояние сознания, насыщен необходимой энергией и после этого получил внушение к действию.

Так бывает. Особенно с детьми, ещё не утратившими полностью, в отличие от взрослых, связь с запредельной реальностью. С ними играют невидимые существа. Порой шутят и балуются, но иногда эти шутки оказываются совсем не весёлыми.

Особенность данного рассказа Рэя Брэдбери, как, впрочем, и многих других его рассказов, в том, что автор не разъясняет всё описываемое им сам. Он позволяет читателю делать собственное заключение и становиться тем самым соавтором.

Тот, чьё мышление работает преимущественно в рациональном режиме, усматривает в рассказе «Морская раковина» лишь романтическую аллегорию и философию детского экспрессионизма.

Те же, кому не чуждо иррациональное восприятие действительности, на грани между материализмом и метафизикой, отнюдь не считают этот рассказ весёлым и радостным. Ведь за последней его фразой вполне может начаться подлинный мистический триллер.

© Из книги: А. Ф. Рогалев. Мир художественных образов. – Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2012. Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.

Категория: Художественные образы | Добавил: Michail3841 (21.08.2017)
Просмотров: 43 | Теги: литературные образы, анализ художественного текста | Рейтинг: 5.0/1
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz