Воскресенье, 23.07.2017, 07:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Когниция (исследования, материалы)

Категории раздела
Философия бытия [34]
Публикации по философской проблематике.
Эзотерика, метафизика, мистика [139]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [42]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Языкознание [44]
Материалы по разным вопросам языковедения, лингвистической теории и практике.
Происхождение названий стран и народов [17]
Объяснение названий стран земного мира в связи с их начальной историей и наименованием основного населения.
Ойконимия Беларуси [14]
Объясняется происхождение ойконимов - названий городов, городских посёлков, дервень, находящихся в пределах Республики Беларусь.
Названия рек и озёр Беларуси [90]
Анализируются гидронимы, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Гидронимия России [35]
Объясняются названия водных объектов, существующих на территории Российской Федерации. По материалам исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимия Украины [12]
Анализируются названия рек и озёр, находящихся в пределах Украины. Исследования профессора А. Ф. Рогалева.
Микротопонимическая лексика [53]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Антропонимические исследования. Имя и личность. Жизненная программа. [82]
По материалам книг: А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей (Гомель, 2009); А. Ф. Рогалев. Введение в антропонимику... (Брянск, 2009; А. Ф. Рогалев. Имя и личность (Гомель, 2013).
Парапсихология [25]
Комментарии профессора А. Ф. Рогалева к действиям, поступкам и состояниям конкретных людей и персонажей художественных произведений.
Художественные образы [23]
Анализ литературных произведений и фильмов, снятых по литературным произведениям.
Комментарии к фильмам [59]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Художественные образы

Проблематика кинофильма «Не самый удачный день» и повести Юлиана Семёнова «Дунечка и Никита»

Современная проблематика старого фильма «Не самый удачный день» (1966 год), снятого по повести Юлиана Семёнова «Дунечка и Никита»

В обширном советском кинособрании, помимо широко известных шедевров, есть большое количество фактически забытых художественных фильмов, снятых, однако, весьма добротно, при хорошей и даже впечатляющей игре актёров.

Одним из таких киносюжетов является фильм режиссёра Юрия Егорова «Не самый удачный день» (1966 год), основанный на повести Юлиана Семёнова «Дунечка и Никита».

Советский кинематограф не поражал зрителя яркой и зрелищной внешней атрибутикой или какими-либо особенно острыми перипетиями сюжета. Суть фильмов сводилась к человеческой проблематике и психологии, во многих из них анализировался внутренний мир героев.

Вот и в анализируемом фильме мы видим один день из жизни обычных людей. Как следует из заглавия, день этот не самый лучший. Но именно в этот день героям фильма удаётся осмыслить те проблемы, которые назревали в их жизни исподволь и вылились во внутрисемейный конфликт.

Фильм начался утром одного дня, а закончился в тот же день глубоким вечером, а герои прожили очень важный этап своей жизни, сумев настроить себя на иное, пожалуй, вполне позитивное осмысление себя и своих связей с ближними.

В центре сюжета – семья Степановых. Заметим, что их фамилия – совсем типовая и простая, и этот факт тоже не случаен. Писатель и сценарист Юлиан Семёнов тем самым косвенно подчёркивал, что рассказанная им история может случиться в любой семье и не является какой-то исключительной в своём роде.

Муж и жена, Дмитрий и Надежда Степановы (актёры Владимир Заманский и Светлана Светличная), утром собираются в суд, где назначена процедура развода. У них есть маленькая дочка Дуня, чья дальнейшая судьба также решается в этот день. И родители уговаривают присмотреть за девочкой брата жены – молодого человека по имени Никита (актёр Никита Михалков).

У Никиты, однако, полно своих забот. Он студент театрального института, записывается в детских передачах на радио, посещает различные кружки по интересам. Кроме того, у него есть и сердечная привязанность к девушке Ане, делающей успехи в кино.

Парню явно не до племянницы. Тем не менее он берёт её с собой, и Дуня участвует во всех дневных мероприятиях и делах Никиты. Открытая непосредственность Дуни обусловливает возникновение целого ряда забавных и просто смешных ситуаций.

В это время её папа и мама предстают перед судьями, пытающимися разобраться в причинах неприятия супругов друг друга. Как можно полагать, в этом фильме, как и в повести Юлиана Семёнова, чётко и однозначно проводится следующая идея: в отношениях между мужем и женой или между парнем и девушкой определяющими являются те притяжения или отталкивания, которые не решаются логически и не могут регулироваться ни приказом, ни советом, ни уговорами. Любовь и её окончание зависят исключительно от биоэнергетических параметров людей.

Конечно, в фильме нет такой терминологии, но проблема человеческих взаимоотношений, в том числе и в семье, рассматривается и решается именно в обозначенном аспекте.

Кстати, в суде на вопрос, чем вызвано желание Степановых развестись, ни он, ни она не могут дать логически обоснованный ответ. Видимых причин для развода нет, но нет и самого главного для сохранения семьи – взаимного притяжения супругов друг к другу.

Фильм «Не самый удачный день», несмотря на свою очевидную рутинность, смотрится с интересом, и не только потому, что в нём анализируется вечная психологическая проблема. Не менее интересны тематика и стилистика отечественного кино середины 1960-х годов.

Нам осталось ответить на вопрос, почему Юлиан Семёнов назвал свою повесть именно так – «Дунечка и Никита»? Если эти имена вынесены в заголовок, то, значит, соответствующие герои – маленькая девочка и студент театрального института – считались автором главными.

Так и есть. Никита анализирует жизнь своей сестры и её мужа, примеряет их отношения на себя и на девушку Аню, с которой у него также не всё обстоит гладко и согласно.

Что касается дочки Степановых, Дуни, то именно она остаётся единственным неформальным субъектом, от которого действительно зависит, сохранится ли семьи Дмитрия и Надежды Степановых.

Ведь родители сводятся судьбой часто для того, чтобы, даже не любя друг друга, найти пути согласия и общего взаимопонимания. Это, в соответствии с терминологией нового времени, называется кармическим браком.

Как видим, фильм старый, а проблемы, изображённые в нём, совсем не устарели.

Добавим к сказанному, что в повести «Дунечка и Никита» Юлиан Семёнов использовал факты из собственной жизни. Ведь он был женат на сестре Никиты Михалкова, и фактически актёр играл самого себя. Роль Дуни исполнила дочь Юлиана Семёнова, племянница Никиты Михалкова. Автор не стал менять даже имена прототипов.

© А. Ф. Рогалев.

Категория: Художественные образы | Добавил: Filosof (08.04.2017)
Просмотров: 28 | Теги: Фильмы, комментарий | Рейтинг: 5.0/1
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz