Четверг, 24.08.2017, 04:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Когниция (исследования, материалы)

Категории раздела
Философия бытия [35]
Публикации по философской проблематике.
Эзотерика, метафизика, мистика [141]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [43]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Языкознание [53]
Материалы по разным вопросам языковедения, лингвистической теории и практике.
Происхождение названий стран и народов [17]
Объяснение названий стран земного мира в связи с их начальной историей и наименованием основного населения.
Ойконимия Беларуси [16]
Объясняется происхождение ойконимов - названий городов, городских посёлков, дервень, находящихся в пределах Республики Беларусь.
Названия рек и озёр Беларуси [100]
Анализируются гидронимы, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Гидронимия России [39]
Объясняются названия водных объектов, существующих на территории Российской Федерации. По материалам исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимия Украины [13]
Анализируются названия рек и озёр, находящихся в пределах Украины. Исследования профессора А. Ф. Рогалева.
Микротопонимическая лексика [56]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Антропонимические исследования. Имя и личность. Жизненная программа. [83]
По материалам книг: А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей (Гомель, 2009); А. Ф. Рогалев. Введение в антропонимику... (Брянск, 2009; А. Ф. Рогалев. Имя и личность (Гомель, 2013).
Парапсихология [26]
Комментарии профессора А. Ф. Рогалева к действиям, поступкам и состояниям конкретных людей и персонажей художественных произведений.
Художественные образы [34]
Анализ литературных произведений и фильмов, снятых по литературным произведениям.
Комментарии к фильмам [83]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Художественные образы

Поэзия и политика. Патриотическая риторика А. С. Пушкина и В. А. Жуковского в связи с событиями 1830-1831 годов.

На взятие Варшавы. Стихотворения Василия Андреевича Жуковского и Александра Сергеевича Пушкина. Санкт-Петербург, печатано в Военной типографии, 1831, [16] стр.

Первая страница служит заглавным листом, десятая и последняя – пустые.

На стр. 3–6 – стихотворение В. А. Жуковского «Старая песня на новый лад».

На стр. 7–9 – стихи А. С. Пушкина «Клеветникам России». На стр. 11–15 – его же, «Бородинская годовщина».

 

Александр Пушкин

* * *

(русскому либералу)

Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды чистый лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел.

Когда безмолвная Варшава поднялась,
И бунтом опьянела,
И смертная борьба началась,
При клике «Польска не згинела!»

Ты руки потирал от наших неудач,
С лукавым смехом слушал вести,
Когда полки бежали вскачь,
И гибло знамя нашей чести.

Варшавы бунт
в дыме
Поникнул ты главой и горько возрыдал,
Как жид о Иерусалиме. (не завершено)

Осенью 1831 года авторская деятельность А. С. Пушкина начинает ассоциироваться – впервые не без основания – с идейной позицией власти. Статью об этом см. по ссылке:

Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/na-vzyatie-varshavy-k-voprosu-o-literaturnoy-reputatsii-pushkina-v-1830-e-gody

Из «Википедии»:

«Клеветникам России» – патриотическое стихотворение-ода А. С. Пушкина, опубликованное в 1831 году и возникшее в связи с польским восстанием 1830–1831 годов.

Непосредственным поводом для его написания стало выступление некоторых депутатов во французском парламенте с призывом вооружённого вмешательства в военные действия на стороне польских повстанцев против русской армии.

 

А. С. Пушкин

 

КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ

 

О чём шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте, это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали

Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага
И ненавидите вы нас…

За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..

Вы грозны на словах попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясённого Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.


А вот и стихотворение В. А. Жуковского «Старая песня на новый лад»:

(На голос: „Гром победы, раздавайся!“)

 

Раздавайся, гром победы!
Пойте песню старины:
Бились храбро наши деды;
Бьются храбро их сыны.

Пробуждай, вражда, измену!
Подымай знамена, бунт!
Не прорвать вам нашу стену,
Наш железный Русский фрунт!

Мы под теми же орлами;
Те же с нами знамена;
Лях, бунтующий пред нами,
Помним Русских имена.

Где вы? где вы? Строем станьте!
Просит боя Русский крик.
В стену слейтесь, тучей гряньте,
Грудь на грудь и штык на штык.

Нет врага… но здесь Варшава!
Развернися, Русский стан!
Братья, слышите ли? Слава!
Бьёт на приступ барабан.

С Богом! Час ударил Рока,
Час ожиданный давно.
Сбор гремят а издалёка
Русь кричит: Бородино!

Чу! Как, пламенея, тромбы,
Поднялися и летят
Наши мстительные бомбы
На кипящий бунтом град.

Что нам ваши палисады!
Здесь не нужно лестниц нам!
Мы штыки вонзим в ограды
И взберёмся по штыкам.

Спи во гробе, Забалканский!

Честь тебе! Стамбул дрожал!

Путь твой кончил Эриванский
И на грудь Варшавы стал.

«Эриванский! князь Варшавы!“

Клик один во всех устах.
О, как много Русской славы
В сих волшебных именах!

За Араксом наши грани;
Арарат, чудесный плен

Арзерума, Эривани
И разгром Варшавских стен.

Спор решён! дана управа!
Пала бунта голова!
И святая наша слава,
Слава Русская жива!

Преклоните же знамёна,
Братья, долг свой сотворя,
Перед новой славой трона
И поздравьте с ней Царя.

На Него надёжна вера:
В мирный час Он в душу льёт
Пламень чистого примера;
В час беды Он сам вперёд!

Славу, взятую отцами,
Сбережёт Он царски нам,
И с своими сыновьями
Нашим даст её сынам.

Конечно, патетика здесь преобладает над художественностью. Стихи А. C. Пушкина сильнее, но и в них больше идеологии, чем лирики и душевных эмоций.

Патриотическая риторика не должна затемнять и другие факты. Вот цитируем:

Ф. В. Булгарин, Воспоминания, ч. 6, гл. 3 [Рассказ Ф. В. Булгарина о воспоминаниях его командира генерала фон Клугена о Польской войне и штурме Праги (предместье Варшавы) 4 ноября 1794 г.]

«Ожесточение это ещё возросло, когда они с разных сторон ворвались в Прагу. Кровь полилась рекою; стоны, вопли, мольбы, проклятия и боевые крики стояли гулом, сопровождаемые барабанным боем, ружейной трескотнёй и пушечными выстрелами.

Страшное было кровопролитие, – доносил Суворов, каждый шаг на улицах покрыт был побитыми; все площади были устланы телами, а последнее и самое страшное истребление было на берегу Вислы, в виду варшавского народа.

На общую беду свою, многие спрятавшиеся в домах, не исключая и женщин, стали оттуда стрелять, бросать каменьями и всем тяжёлым, что попадалось под руку. Это ещё усилило ярость солдат; бойня дошла до апогея; врывались в дома, били всех кого попало, и вооружённых и безоружных, и оборонявшихся и прятавшихся; старики, женщины, дети – всякий, кто подвертывался, погибал под ударами.

В ужасе и отчаянии многие бежали к Висле, надеясь на мост; но и эта последняя надежда их обманула; бросались в лодки, но их было немного, и они тонули от непомерного груза; кидались вплавь, но до другого берега было слишком далеко, и вслед за пловцами летели пули».

Резня в Праге (Варшава). Автор Юлиуш Коссак. Польская гравюра XIX века. Хранится в национальной библиотеке Польши.

В разных источниках можно увидеть расхождение о числе погибших гражданских лиц при штурме Праги. По самым скромным приблизительным оценкам пражских мирных жителей (женщин, стариков, детей) погибло более 10 тысяч.

Цитата из приказа Суворова перед штурмом: «В дома не забегать, просящих пощады щадить, безоружных не убивать, с бабами не воевать, малолетков не трогать». Суворовский приказ щадить складывающих оружие и не трогать невооружённых был объявлен трижды.

Кроме этого Суворов сделал ещё один благородный жест и послал офицеров оповестить жителей, чтобы они после падения Праги бежали в русский лагерь, где будет обеспечена их безопасность. Те, которые последовали этому призыву, уцелели. Кто остался – участь того была ужасна. Гибель мирных жителей во время штурма и после него не была обусловлена умыслом полководца.

Резня в Праге. Александр Орловский 1810 год. Картина из музея в Кракове.

Несмотря на приказы главнокомандующего, русские солдаты действовали жестоко. Впрочем, война есть война. Всегда и везде она сопровождалась жестокостью и кровью. Проявления галантности и милосердия на войне редки.

Из книги: А. Ф. Рогалев. Мир художественных образов. — Гомель: Гом. гос. ун-т им. Франциска Скорины, 2012. С. 56 59. Ссылки в соответствии с действующим законодательством обязательны.

Категория: Художественные образы | Добавил: Filosof (07.08.2017)
Просмотров: 9 | Теги: анализ художественного текста | Рейтинг: 5.0/1
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz