Четверг, 24.08.2017, 04:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Когниция (исследования, материалы)

Категории раздела
Философия бытия [35]
Публикации по философской проблематике.
Эзотерика, метафизика, мистика [141]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [43]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Языкознание [53]
Материалы по разным вопросам языковедения, лингвистической теории и практике.
Происхождение названий стран и народов [17]
Объяснение названий стран земного мира в связи с их начальной историей и наименованием основного населения.
Ойконимия Беларуси [16]
Объясняется происхождение ойконимов - названий городов, городских посёлков, дервень, находящихся в пределах Республики Беларусь.
Названия рек и озёр Беларуси [100]
Анализируются гидронимы, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Гидронимия России [39]
Объясняются названия водных объектов, существующих на территории Российской Федерации. По материалам исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимия Украины [13]
Анализируются названия рек и озёр, находящихся в пределах Украины. Исследования профессора А. Ф. Рогалева.
Микротопонимическая лексика [56]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Антропонимические исследования. Имя и личность. Жизненная программа. [83]
По материалам книг: А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей (Гомель, 2009); А. Ф. Рогалев. Введение в антропонимику... (Брянск, 2009; А. Ф. Рогалев. Имя и личность (Гомель, 2013).
Парапсихология [26]
Комментарии профессора А. Ф. Рогалева к действиям, поступкам и состояниям конкретных людей и персонажей художественных произведений.
Художественные образы [34]
Анализ литературных произведений и фильмов, снятых по литературным произведениям.
Комментарии к фильмам [83]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Художественные образы

Неординарная фигура русского императора Павла в контексте драмы Д. С. Мережковского «Павел Первый»

Источник и авторство: © А. Ф. Рогалев. Мир художественных образов. – Гомель: Гомельский гос. ун-т имени Франциска Скорины, 2012.

Историческая пьеса «Павел Первый» с авторским подзаголовком «Драма для чтения» была написана Дмитрием Сергеевичем Мережковским в 1908 году и тогда же опубликована в виде отдельной книги.

Это произведение является первой частью трилогии под общим названием «Царство зверя» («Зверь из бездны»). Двумя другими частями стали романы «Александр I» (роман отдельным изданием появился в 1913 году) и «14 декабря» (опубликован в 1918 году).

События в драме «Павел Первый» охватывают период с 9 по 12 марта 1801 году и связаны с самым апогеем заговора с целью свержения императора Павла Петровича.

Как нам представляется, автора интересовали не столько сами события в их точной последовательности и не детальные подробности случившегося, а психологическая атмосфера тех дней и сами люди.

Художественное произведение – не историческое исследование, и оно всегда имеет преимущество перед научными трактатами, поскольку позволяет смело заглядывать как за кулисы событий, так и в человеческие души без всякой боязни автора фокусировать внимание на том, что в формальном стиле научных сочинений излагать не принято.

Безусловно, всё внимание автора и, соответственно, читателя (зрителя) обращено на трагическую фигуру императора Павла. И нужно сказать сразу: его образ получился у Д. С. Мережковского многогранным и психологически сложным, а ещё не без того, что называется мистическим фоном. И такой подход оправдан.

Само рождение Павла Петровича, его мировоззрение, образ мышления, убеждения, замыслы являются во многом загадкой. И это потому, что Павел был непонятен не только окружавшим его людям, но и последующим историкам.

Во все времена есть такая категория лиц, которые стоят выше остальных по умению видеть и понимать. Но они оказываются в условиях, не способствующих реализации своего личностного потенциала. Вдобавок, социальное окружение угнетает и третирует их, поскольку большинство не желает принимать и мириться с теми, кто пренебрегает принципом «будьте такими, как мы».

Вот это полностью относится к императору Павлу и проявляется в диалогах и репликах действующих лиц драмы Д. С. Мережковского.

Автор изображает императора как весьма неоднозначный психологический тип, с непостижимым для других внутренним миром.

В нём заключены две субличности: одна – добрая, светлая, прозорливая и одновременно грустная, бессильная и обречённая; другая – резкая, жёсткая, обидчивая, как будто с раненой душой.

Этим объясняются перепады настроения у императора, его действия и поступки. Всё это показано в драме очень ярко и наглядно...

Читать далее: https://filolog60.files.wordpress.com

/2017/07/d0bfd0b0d0b2d0b5d0bb-d0bfd0b5d180d0b2d18bd0b9-

d0b0d0bdd0b0d0bbd0b8d0b7-

d0b4d180d0b0d0bcd18b.pdf

Источник и авторство: © А. Ф. Рогалев. Мир художественных образов. – Гомель: Гомельский гос. ун-т имени Франциска Скорины, 2012. Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.

Категория: Художественные образы | Добавил: Filosof (11.07.2017)
Просмотров: 15 | Теги: литературные образы, неизвестная история, анализ художественного текста, личности | Рейтинг: 5.0/1
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz