Вторник, 17.10.2017, 10:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Когниция (исследования, материалы)

Категории раздела
Философия бытия [48]
Публикации по философской проблематике.
Эзотерика, метафизика, мистика [145]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [42]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Языкознание [60]
Материалы по разным вопросам языковедения, лингвистической теории и практике.
Ойконимия Беларуси [16]
Объясняется происхождение ойконимов - названий городов, городских посёлков, дервень, находящихся в пределах Республики Беларусь.
Названия рек и озёр Беларуси [98]
Анализируются гидронимы, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Гидронимия России [39]
Объясняются названия водных объектов, существующих на территории Российской Федерации. По материалам исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимия Украины [13]
Анализируются названия рек и озёр, находящихся в пределах Украины. Исследования профессора А. Ф. Рогалева.
Микротопонимическая лексика [58]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Антропонимические исследования. Имя и личность. Жизненная программа. [83]
По материалам книг: А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей (Гомель, 2009); А. Ф. Рогалев. Введение в антропонимику... (Брянск, 2009; А. Ф. Рогалев. Имя и личность (Гомель, 2013).
Парапсихология [26]
Комментарии профессора А. Ф. Рогалева к действиям, поступкам и состояниям конкретных людей и персонажей художественных произведений.
Художественные образы [36]
Анализ литературных произведений и фильмов, снятых по литературным произведениям.
Комментарии к фильмам [107]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Художественные образы

Идейно-тематическое содержание романа О. М. Куваева «Территория» и одноимённого художественного фильма 2015 года

Писатель Олег Михайлович Куваев (1934–1975) начинал как профессиональный геолог и геофизик. То, что изображено в романе «Территория», он видел и испытал сам, работая на Чукотке, сначала студентом-дипломником (в 1957 году), а потом, с 1958 года в течение трёх лет – начальником партии геологического управления.

В конце 1960-х годов О. М. Куваев ушёл из геологии и геофизики и занялся профессиональной литературной работой, к которой имел склонность ещё со студенческих лет, когда учился в лучшем учебном заведении СССР, специализировавшемся по геологии и геофизике, – Московском государственном геологоразведочном институте имени Серго Орджоникидзе.

Видимо, в его жизненной задаче значились два основных пункта: 1) осознать не только жизнь и быт, но, самое главное, роль и судьбу геолога-разведчика и первопроходца, 2) художественно изобразить это человеческое призвание в словесной форме. И эта задача была выполнена за короткую жизнь О. М. Куваева полностью.

То, что в романе «Территория» речь идёт именно о призвании человека, – безусловно. Вот авторская цитата, взятая и создателями фильма, говорящая об этом прямо: «Если была бы в мире сила, которая вернула бы всех, связанных с золотом Территории, погибших в маршрутах, сгинувших в сучьих кутках, затерявшихся на материке, ушедших в благополучный стандарт жизни как все, – все они повторили бы эти годы. Не во имя денег, так как они знали, что такое деньги во время работы на Территории, даже не во имя долга, так как настоящий долг сидит в сущности человека, а не в словесных формулировках, не ради славы, а ради того непознанного, во имя чего зачинается и проходит индивидуальная жизнь человека» (последняя часть цитаты выделена нами. – А. Р.).

Для реализации призвания важно найти единомышленников и оказаться там, где это назначение будет выполнено сполна. «Среди множества человеческих коллективов есть, наверное, только один, который твой. Если ты нашёл его – держись за него зубами».

Впервые роман «Территория», перерабатывавшийся и переписывавшийся неоднократно, был напечатан в московском журнале «Наш современник» в 1974 году (№ 4 и 5). В 1975 году он был опубликован в № 3 «Роман-газеты» и в том же, 1975 году, вышел отдельной книгой в издательстве «Современник», уже после смерти писателя.

Формально роман «Территория» рассказывает о поиске месторождений золота на Чукотке на рубеже 1950-х и 1960-х годов. Весьма значимый эпизод романа – услышанное геологами по радио сообщение о полёте в космос Ю. А. Гагарина, позволяет датировать описываемое началом 1960-х годов. Вообще, основные события в романе разворачиваются в одно лето, в один поисковый сезон.

Кстати, первый полёт человека в космос и самоотверженное проникновение людей в необжитые суровые районы Крайнего Севера перекликаются между собой: и то, и другое есть не что иное, как освоение территории, если под словом территория, вынесенном в заголовок романа, понимать неизведанное и полное опасностей пространство.

Именно такой смысл, на наш взгляд, заключён в заглавии романа О. М. Куваева. В этом произведении чётко разграничиваются два пространства: земля освоенная и земля неосвоенная. И второе из них – своеобразная необжитая планета, а те, кто оказывается на Территории, фактически так и называемой – Территорией, с использованием этого слова в качестве географического названия, напоминают разведчиков и первопроходцев-исследователей, ступивших на поверхность некой планеты, на которой они оказались в ходе длительной космической экспедиции.

При такой ассоциации роман «Территория» перекликается с научно-фантастическими романами. Для нас, в нашем восприятии тема освоения пространства является главной в данном произведении. Всё другое подчинено ей. В том числе и очень сильные духом и телом люди, которые были призваны к этому освоению и назначены судьбой на эту поистине жертвенную роль.

«На земле Северстроя слабый не жил. Слабый исчезал в лучший мир или лучшую местность быстро и незаметно. Кто оставался, тот был заведомо сильным».

Впрочем, кто-то видел и продолжает видеть в романе О. М. Куваева аналогии с производственными романами советской литературы со свойственными им кабинетными заседаниями, разборками и решениями, если обращает внимание преимущественно на факты и обстоятельства, связанные с промышленной разработкой северо-восточных территорий СССР, чем занимался специализированный государственный институт «Дальстрой» (в романе – «Северстрой»).

Если же концентрировать внимание на созданных писателем художественных образах (без этого никакое произведение нельзя воспринять и осознать в полной мере), то невольно вспоминаются близкие и вполне похожие по обстоятельствам жизни, духу и жизненному предназначению герои литературной классики, в частности, из произведений Джека Лондона, Д. Н. Мамина-Сибиряка и В. Я. Шишкова.

Образы первопроходцев, поисковиков-исследователей, созданные О. М. Куваевым, считаются собирательными. Но существенно то, что каждый из них – Сидорчук, Чинков, по прозвищу Будда, Баклаков, Монголов, Гурин, Апрятин, Катинский, Робыкин, Старик Кьяе, Куценко, Карзубин, Кефир, Седой, Сергушова и другие – представляет собой вполне определённый личностный тип с присущими ему противоречивыми качествами, как положительными, так и отрицательными.

Наконец, будет справедливо и правильно сказать, что рассказанное в романе «Территория» ныне следует воспринимать, кроме всего прочего, как факт отечественной истории.

В 2015 году режиссёр Александр Мельник представил, судя по шикарной операторской работе, щедро профинансированный фильм «Территория», снятый по роману О. М. Куваева.

Фильм, как и сам роман, скуп на внешний занимательный антураж и поэтому напоминает по своему стилю и манере изложения публицистику или документалистику.

Эмоциональный фон создаётся преимущественно впечатляющими картинами северной природы, сродни пейзажам неосвоенной планеты, да бесстрашием геологов, смело отправляющихся по заданию на разведку территорий партиями, а иногда по двое-трое или даже в одиночку, как один из главных героев Сергей Баклаков, за многие километры навстречу неизвестности.

Человеческая натура проверяется в самых сложных обстоятельствах, в которых оказываются герои фильма. И это мы видим по тем изображаемым событиям. Заметим, правда, что любители острых драматических поворотов разочаруются, поскольку создатели фильма, как и автор романа «Территория», похоже, не ставили задачу искусственно вводить в своё произведение эпизоды и коллизии, характерные для приключенческого жанра.

Впрочем, в одном случае сценаристы отступили от подлинного текста, когда в Сергея Баклакова вдруг, совершенно не мотивированно стреляет из револьвера один из первопроходцев по фамилии Седой. Этот эпизод остаётся непонятным и чужеродным в анализируемом фильме. Похоже, его авторы сами просто устали от сюжетного «штиля».

Показ длится более двух часов и утомляет. Правда, разнообразие вносят, помимо пейзажных картин, советские мелодии начала 1960-х годов и стихи, вставляемые в изложение в качестве некоего комментария или резюме к тем или иным эпизодам фильма.

Роман О. М. Куваева, конечно же, лучше и сильнее, чем любая его интерпретация (кстати, по этому роману в 1978 году уже снимался фильм с тем же название – «Территория»; режиссёр Александр Сурин). Поэтому, чтобы правильно понять фильм «Территория», надо разобраться в самом романе, что мы и сделали в начале этого обзора.

Фрагмент из книги: © А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. – Гомель: Велагор, 2017. Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.

Категория: Художественные образы | Добавил: Filosof (10.08.2017)
Просмотров: 13 | Теги: литературные образы, анализ художественного текста, комментарии к фильмам | Рейтинг: 5.0/1
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz