Понедельник, 29.05.2017, 10:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Когниция (исследования, материалы)

Категории раздела
Философия бытия [28]
Публикации по философской проблематике.
Эзотерика, метафизика, мистика [128]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [39]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Языкознание [43]
Материалы по разным вопросам языковедения, лингвистической теории и практике.
Происхождение названий стран и народов [15]
Объяснение названий стран земного мира в связи с их начальной историей и наименованием основного населения.
Ойконимия Беларуси [10]
Объясняется происхождение ойконимов - названий городов, городских посёлков, дервень, находящихся в пределах Республики Беларусь.
Названия рек и озёр Беларуси [76]
Анализируются гидронимы, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Гидронимия России [20]
Объясняются названия водных объектов, существующих на территории Российской Федерации. По материалам исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимия Украины [8]
Анализируются названия рек и озёр, находящихся в пределах Украины. Исследования профессора А. Ф. Рогалева.
Микротопонимическая лексика [25]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Антропонимические исследования. Имя и личность. Жизненная программа. [74]
По материалам книг: А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей (Гомель, 2009); А. Ф. Рогалев. Введение в антропонимику... (Брянск, 2009; А. Ф. Рогалев. Имя и личность (Гомель, 2013).
Парапсихология [23]
Комментарии профессора А. Ф. Рогалева к действиям, поступкам и состояниям конкретных людей и персонажей художественных произведений.
Художественные образы [14]
Анализ литературных произведений и фильмов, снятых по литературным произведениям.
Комментарии к фильмам [36]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Художественные образы

Идеи повести Виктора Астафьева "Пастух и пастушка" в восприятии читателя

В своё время, в 1971 году, когда это произведение впервые было опубликовано (писалось оно с 1967 по 1971 год), и даже в 1989 году, когда оно вышло в окончательной авторской редакции, «Пастух и пастушка» была одной из активно читаемых военных повестей. Тогда же она не менее активно обсуждалась.

Да, эта повесть прежде всего военная. События в ней разворачиваются в пределах Украины, в 1944 году, в период проведения Корсунь-Шевченковской операции – наступления войск 1-го и 2-го Украинских фронтов с 24 января по 17 февраля, когда советские войска разгромили значительную группировку противника, попавшую в окружение (котёл). Командующий немецкой группировки генерал Штеммерман погиб в ночь с 17 на 18 февраля 1944 года.

В повести есть эпизод с мёртвым немецким генералом. По всей видимости, это и был Штеммерман, хотя автор не конкретизирует описанное, не называет даты и события, не упоминает фамилии реальных лиц.

Повесть «Пастух и пастушка» вообще – произведение недокументированное. У Виктора Петровича Астафьева была иная задача: он изображал войну не в событийном плане, а как трагическое явление в земной действительности.

Причём, война мыслилась и подавалась автором не в политико-идеологическом, социально-экономическом или этно-территориальном планах, а в аспекте жертвенно-кармическом.

Да, именно так видится война и читателю, внимательно следящему за изложением В. П. Астафьева: поражающий натурализм сцен боёв и затишья, детальная заострённость описания военной бытийности вызывают, во-первых, ощущение абсурдности происходящего, а во-вторых, мысль об отработке некой повинности как отдельными людьми, так и целыми массами народа или даже о жертвоприношении людей некоему олицетворённому Злу.

Люди, действующие в называемой ими реальной действительности, на деле оказываются во власти силы, таящейся рядом и распоряжающейся человечеством по своему разумению и по необходимости, которая привычно считается исторической закономерностью.

Кто ещё не понял этого, тот находится под воздействием иллюзий. Может быть, эти иллюзии сознания как раз и нужны для того, чтобы скрыть очевидность кажущегося невероятного?

Происходящее век за веком в человеческом мире заставляет вспомнить не только жуткие литературные образы, но и старую идею о Тёмном Властелине, которая передаётся из поколения в поколение во многих, если не во всех этнических культурах Земли.

О ком идёт речь? Это тот, кому принадлежит мир, который люди принимают за объективную действительность. Он создал его и населил, и само человеческое пространство есть часть Его самого.

Так устроено всё мироздание, представляющее собой совокупность взаимосвязанных Суперсубъектов, или Суперразумов.

Одни из этих Суперразумов Тёмные, другие – Светлые. Бинарность бытия – принцип устройства Мироздания. Земля же всегда принадлежала Тёмному властелину.

Властелины непременно реализуют себя в создании пространств, населяемых растущими и развивающимися душами. Пространства эти всегда живые (в нашей действительности – это люди, флора, фауна, реки, воздух, почва, огонь, ландшафт), иначе они не вырабатывали бы энергию, необходимую для жизнедеятельности Суперразума.

Тёмный Властелин не просто создал земной мир и командует им. Он использует его в своих нуждах.

Жизнедеятельность людей и все процессы, происходящие на Земле, представляют для этого Суперразума питательную среду.

Он весьма озабочен тем, чтобы человеческая кровь лилась рекой, а ужас и страх охватывал как можно большие массы народонаселения планеты.

Тёмный Властелин предпочитает массовые жертвоприношения, позволяющие ему наедаться всласть людскими эмоциями страха, боли и смерти.

Вот почему, когда решаются вопросы войны и мира, всё зависит не от королей и президентов, а от того, насколько сыт в данный момент Владетель мира.

Хотим мы этого или не хотим, но таковы правила Игры, называемой «Земной жизнедеятельностью», или «Опытом воплощений». Воистину – «и жизни нет конца и мукам – краю» (Франческо Петрарка, 1304–1374, итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов).

Именно так мы воспринимаем то, что скрупулёзно, с наглядной подробностью описывает в повести «Пастух и пастушка» В. П. Астафьев. Называть всё это только трагизмом человеческой жизни или жестокими реалиями войны мало. Это всё равно, что констатировать факт, не объясняя его и не видя причину.

Теперь – о названии повести о войне и о её подзаголовке. Заглавие «Пастух и пастушка» является несомненной антитезой военному сюжету, намеренным приёмом художественного контраста. О правильности такой трактовки говорит и подзаголовок произведения – «Современная пастораль».

Пастораль и война – совершенно противоположные, но и соотносящиеся понятия – как в контексте повести В. П. Астафьева, так и в масштабе всего человеческого мира.

Пастораль есть синоним безмятежности и любви. Война – обозначение смерти и жертвоприношения. И между этими экстремумами (от латинского слова extremum«крайнее проявление») течёт человеческая жизнь, живут и действуют люди.

Пастораль и война – это бинары, непрерывно переходящие друг в друга, что и является сутью того динамического процесса, который называется бытиём.

В бинарном мире, в ситуации между двумя крайностями нельзя, утверждаясь на одном полюсе (на пасторали или войне), избежать другого. Между крайностями всегда есть многие градации. Такова философия жизни, и она ярко выражена в подтексте повести «Пастух и пастушка».

Кстати, заглавие произведения дважды актуализируется в повествовании как раз в русле наших рассуждений, применительно к двум полюсам действительности.

Герой повести Борис Костяев до войны с матерью ездил в Москву, где в театре видел балет-пастораль. Детское впечатление осталось у него на всю жизнь. Приведём характерную цитату из повести: «Ещё я помню театр с колоннами и музыку, и как танцевали двое – он и она, пастух и пастушка – вспомнил. Лужайка зелёная. Овечки белые. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись её. В доверчивости они были беззащитны» (глава II, «Свидание»).

В другой картине, в украинском селении, освобождённом от немцев, в огороде за баней лейтенант Костяев видит лежащих на земле старика и старуху. Они не успели спрятаться от артобстрела и погибли одновременно, но в последний миг пытались прикрыть и уберечь друг друга.

«Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мёртвых било их осколками, посекло одежонку, выдрало серую вату из латаных телогреек, в которые оба они были одеты» (глава I, «Бой»).

Из рассказов местных жителей лейтенант узнал, что эти старики появились в селении около двадцати лет назад, то есть в 1920-е годы, когда приехали из голодающего Поволжья и стали пасти колхозный табун, то есть были настоящими, а не придуманными пастухом и пастушкой.

Вот так, два образа пастуха и пастушки запечатлелись в памяти главного героя повести, ассоциируясь одновременно с пасторалью и войной. Сам же Борис Костяев и девушка Люся на своём примере соединили два эти образа воедино, найдя друг друга в любви посреди войны.

Их встреча была предопределена и предписана. Короткий миг счастья среди торжествующей смерти даётся как наглядная иллюстрация перехода от одного экстремума к другому.

Смерть героев или одного из них с неизбежной пожизненной привязанностью другого предугадывалась и была закономерной.

Удел героев повести, типизирующих многих людей, – испить чашу блаженства с последующим принесением себя в жертву.

С таким подходом к финалу повести смерть лейтенанта Костяева, который, казалось бы, должен жить своей любовью и ради продолжения этой любви в будущем, уже не кажется немотивированной, странной и нелепой.

Повесть «Пастух и пастушка» многоаспектна. Помимо основных её идей, о которых мы вели речь, она интересна созданными образами бойцов. Каждый из них – это определённый человеческий тип, вполне реальный во все времена. Этого аспекта анализа мы не касаемся. Он хорошо представлен в существующей литературной критике.

© А. Ф. Рогалев. Мир художественных образов – Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2012. Ссылка обязательна.

Категория: Художественные образы | Добавил: Filosof (23.03.2017)
Просмотров: 40 | Теги: литературные образы, анализ художественного текста | Рейтинг: 5.0/1
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz