Пятница, 20.10.2017, 11:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Когниция (исследования, материалы)

Категории раздела
Философия бытия [48]
Публикации по философской проблематике.
Эзотерика, метафизика, мистика [145]
Исследования и материалы профессора А. Ф. Рогалева
Неизвестная история [42]
Анализ сложных, запутанных или неизученных страниц истории и отдельных исторических артефактов.
Языкознание [60]
Материалы по разным вопросам языковедения, лингвистической теории и практике.
Ойконимия Беларуси [16]
Объясняется происхождение ойконимов - названий городов, городских посёлков, дервень, находящихся в пределах Республики Беларусь.
Названия рек и озёр Беларуси [98]
Анализируются гидронимы, фиксируемые в пределах Республики Беларусь. Объясняется их происхождение.
Гидронимия России [39]
Объясняются названия водных объектов, существующих на территории Российской Федерации. По материалам исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Гидронимия Украины [13]
Анализируются названия рек и озёр, находящихся в пределах Украины. Исследования профессора А. Ф. Рогалева.
Микротопонимическая лексика [58]
Объяснение названий малых географических объектов. Из исследований профессора А. Ф. Рогалева.
Антропонимические исследования. Имя и личность. Жизненная программа. [83]
По материалам книг: А. Ф. Рогалев. Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей (Гомель, 2009); А. Ф. Рогалев. Введение в антропонимику... (Брянск, 2009; А. Ф. Рогалев. Имя и личность (Гомель, 2013).
Парапсихология [26]
Комментарии профессора А. Ф. Рогалева к действиям, поступкам и состояниям конкретных людей и персонажей художественных произведений.
Художественные образы [36]
Анализ литературных произведений и фильмов, снятых по литературным произведениям.
Комментарии к фильмам [107]
Отзывы, рецензии, заметки профессора А. Ф. Рогалева о просмотренных художественных фильмах.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Художественные образы

Большая зона в изображении Владимира Войновича. Сплав фантастики и реальности.

Писателя называют творцом. И это правильно. Писатель не только отображает, но и творит действительность – тот, мир, в котором происходят какие-то действия, имеющие отношение к тому, что было, есть или же может быть.

Прогнозирование событий в художественной литературе чаще всего развёртывается в жанре фантастики. Но вот роман Владимира Николаевича Войновича, несмотря на его название – «Москва, 2042», назвать всецело фантастическим нельзя. В нём лишь использованы элементы фантастики – перемещение на некоем космическом аппарате в будущее, из 1982 года на 60 лет вперёд.

Главный герой произведения, писатель Виталий Никитич Карцев, от лица которого строится повествование, категорически возражает против того, чтобы считать изложенное им фантастикой. Более того, в самом начале романа этот Карцев высказывает мысли, из которых следует, что он вообще не поклонник фантастики и не мастер фантастических сюжетов. Поэтому всё произошедшее с ним можно считать воображением.

Мыслеобразы, как известно, материализуются. Мыслеобраз Высшего Творца, согласно одной из многих гипотез о сотворении мира, лёг в основу земной реальности. Мыслеобразы писателя, который тоже является творцом, хотя и значительно меньшего масштаба, создают жизнь такой, какая она есть, должна быть или будет, и это будущее не столько видится, сколько воображается в ходе так называемого ментального путешествия.

Считается, что писатель как создатель некой действительности в рамках своего произведения волен переставлять, замещать, удалять, дополнять персонажей и события и вообще быть полным хозяином того мира, который он создал.

Но, увы, созданные автором персонажи нередко выходят из подчинения и начинают действовать сообразно своим представлениям и желаниям, а запущенные на страницах книги авторским воображением процессы чаще всего остановить вообще невозможно.

И тогда уже автор оказывается не ведущим, а ведомым, и он даже может не знать, чем закончится тот сюжет, который складывался в его сознании как изначальный мыслеобраз перед тем, как мастер слова приступил к написанию первой главы своего произведения.

Роман «Москва, 2042» был опубликован в 1986 году. События же в нём начинаются в июне 1982 года. Тогда писатель Виталий Карцев, прототипом которого, безусловно, является сам Владимир Войнович, высланный из СССР, жил мыслями о том, что станет с его родиной в обозримом будущем. И эти мысли приняли форму мыслеобразов, которыми он и поделился с читателями.

Естественно, что всё воображаемое приняло форму политического детектива и получило фантастико-сатирическую окраску. Иначе и быть не могло! Таковым являлось в то время умонастроение и героя-рассказчика, и писателя-автора.

Воспринимая в целом всё то, что изображено, – все перипетии сюжета, персонажей с их необычными именами и должностями, новые названия старых улиц и площадей, реалии Москвы 2042 года, быт и специфику жизни коммунистического города, можно заключить: даже если захочешь – такого не придумаешь.

Писателя, пусть и критически настроенного, нельзя считать обычным политическим критиканом, а его описание отличается от пустого фантазирования наличием особой мотивации, которую он улавливает каким-то специфическим чутьём как информацию скрытого порядка.

Главное ведь не в том, как называть социальный строй и существующие общественные устои, – коммунистическими, заглоточными, монархическими, плюралистическими, олигархическими, коррупционистскими, демократическими или как-то ещё.

Суть в том, что люди даже при смене общественной системы во многом остаются теми же. Они лишь меняют предмет поклонения. При этом жизнь человеческая подобна заключению в принятые рамки системы, а более или менее настоящая свобода достигается не при сломе существующего порядка и замене его новым, а во сне или, увы, в смерти.

Тут мы излагаем те мысли, которые находим в романе «Москва, 2042» и с которыми полностью согласны. Это произведение вообще очень богато на меткие изречения, глубокие наблюдения и по-настоящему философские заключения...

Читать полностью: https://filolog60.files.wordpress.

com/2017/07/

d0bcd0bed181d0bad0b2d0b0-2042.pdf

Источник и авторство: © А. Ф. Рогалев. Сплав воображения и политической сатиры в романе В. Н. Войновича «Москва, 2042» // А. Ф. Рогалев. Мир художественных образов. – Гомель: Гомельский гос. ун-т имени Франциска Скорины, 2015. – С. 286–291.

Категория: Художественные образы | Добавил: Filosof (12.07.2017)
Просмотров: 23 | Теги: литературные образы, анализ художественного текста | Рейтинг: 5.0/1
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz