Среда, 15.08.2018, 21:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Гуманитарий. А. Ф. Рогалев.

Категории раздела
Этнология [20]
Основные понятия этнологии. Этнос и его характеристики.
Языкознание [4]
Языковедческая проблематика. Материалы по разным разделам лингвистики.
Литературоведение [2]
Анализ литературных произведений
Краеведение [1]
Лингвокраеведческая информация. Гомель. Беларусь.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Аналитические материалы

Главная » 2018 » Июль » 15 » Анализ повести Александра Рея «Клубок 31»
16:26
Анализ повести Александра Рея «Клубок 31»

Художественное произведение Александра Рея «Клубок 31» (Гомель: Гисфир, 2014) вышло в серии «Эзотерический бестселлер» и снабжено подзаголовком «Мистическая повесть».

Скажем сразу, что ни то, ни другое – ни слово бестселлер, ни обозначенный жанр произведения – в данном случае не подходят. Повесть сложна для восприятия и понимания и по своей форме и основной идее (об этом далее) не рассчитана на широкий круг читателей. Какой уж тут бестселлер, то есть «ходкая книга», популярное произведение!..

Да и мистики в «Клубке 31» как таковой нет вообще – именно в самом правильном, на наш взгляд, понимании слова мистика – «проявление метафизической реальности».

Произведение построено в форме развёрнутого монолога, и повествование ведётся, соответственно, от первого лица.

Суть повествования, как нам представляется, можно определить как поток сознания человека, пережившего внетелесный опыт.

Впрочем, из повествования не совсем ясно, каким образом это произошло – то ли рассказчик находился в состоянии клинической смерти, то ли проходил сеанс регрессивной психотерапии. Заметим, что неясностей в повествовании в художественном произведении быть не должно.

В любом случае внетелесный опыт героя произведения весьма похож на саморефлексию, на обдумывание и логический анализ пройденного отрезка жизни (до 31 года), судя по рассказу, наполненного разнообразными и противоречивыми жизненными впечатлениями мальчика-школьника, затем – молодого человека.

Да, так и бывает при попадании души в иное измерение: она анализирует свои земные дела, мысли и поступки.

Герой повести пытается разобраться, во-первых, в жизненных перипетиях, распутывая клубок событий (жизнь, судьба сравнивается им с клубком, который нужно распутать, отсюда – и название повести), а во-вторых, в самом себе, в своей душе и отыскать то, что является базовой матрицей, которая всегда обусловливает социальную принадлежность, род деятельности, образ жизни, интересы и желания человека.

Заметим, что слово клубок понимается в двух значениях: 1) «спутанные или смотанные в шарик нити»; 2) «запутанное переплетение чего-нибудь».

Для повествователя и главного героя в одном лице актуально как раз второе значение слова клубок, а в действительности нет и не может быть идентичных жизненных клубков.

Каждый из них катится по своей дорожке, да и нити клубков также смотаны по-своему, неповторимо. Общим является только одно: нить всегда связывает прошлое и настоящее, а характер переплетения нити в клубке говорит о жизненном опыте, о выученных или не выученных уроках. Об этом же идёт речь и в аннотации к повести.

У каждого из нас за плечами километры опыта, воспоминаний – потерь и приобретений. Часто они настолько запутываются, сплетаясь в тугой клубок, что мы теряем самих себя, да так сильно, что не можем разглядеть дорогу ведущую вперед. Так как же выбраться? Как распутать переплетения прошлого?

«Каждая ворсинка в этом клубке — поступок. Каждый поступок совершён мной. Именно я и никто другой делал выбор, приведший к тому, что пожинаю сейчас. Именно я сам ткал нить моей жизни…»

Герой «Клубка 31» вообще не назван по имени, и поэтому мы подозреваем, что написанная от первого лица повесть имеет в той или иной мере автобиографическую основу, тем более что в описаниях городских реалий угадывается Гомель, где Александр Рей ныне живёт.

Автор, увлекающийся эзотерикой, попытался подать свои размышления в мистико-эзотерическом обрамлении. Этим объясняется появляющиеся в повести образы Смерти и Скуки, но они обрисованы, скорее, в непринужденной сказочной манере, лишённой какого-либо ожидаемого в таких случаях мистического фона.

Да и можно ли при вхождении сознания в метафизическую реальность вообще что-то передавать обычным звуко-кинетическим языком? Там сознание получает информацию в мыслеобразах, а для обозначения реалий инобытия в нашем языке слов просто нет. Остаются только общие эмоциональные и психические впечатления, но не физические ощущения типа «зябко» или «больно»...

В целом, для обозначения жанра повести «Клубок 31» больше подходят определения философско-психологическое, нежели мистическое произведение.

В тексте повести можно отыскать до сотни и даже больше интересных, поучительных и полезных сентенций философского плана. Произведение учит относиться к жизни также по-философски, не драматизируя жизненные ситуации и не терзая сознание мыслью о том, что всё потеряно.

На каждом данном отрезке жизненного пути человек имеет то и ровно столько, что и сколько заслужил на предыдущих этапах становления мыслящего «Я».

В авторе «Клубка 31» мы видим несомненно талантливого, вполне умудрённого, хотя и молодого писателя-философа. Произведения Александра Рея, в том числе и повесть «Клубок 31», являются элитарными по своей сути, то есть не предназначены (подчеркнём это ещё раз) для массового читателя. Поэтому слово бестселлер в названии серии мы бы просто заменили на словосочетание «Философия жизни».

© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. Гомель: Велагор, 2018. Авторский материал. Ссылка обязательна.

Категория: Литературоведение | Просмотров: 6 | Добавил: Профессор | Теги: литературные произведения, Анализ, Оценка, мнение | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz